В Ярославию на электрокаре: как продумать интересный экомаршрут на три дня
К чему нужно быть готовым, путешествуя на электромобиле
Для начала небольшой ликбез для тех, кто как и я, впервые решился на поездку на электромобиле.
- Будьте готовы постоянно контролировать уровень заряда. Особенно если вы едете первый раз и еще не очень понимаете принцип, как расходуется этот вид «топлива». Нужно приспособиться. В целом после первого дня становится понятно: сколько процентов заряда в среднем тратится на сколько километров, какое расстояние можно проехать при разных погодных условиях, насколько увеличится расход заряда при въезде в город со светофорами, перекрестками, пешеходными переходами. Да, существует прямая зависимость расхода заряда от вот этого всего. Поверьте!
- Точек электрозаправок по Ярославской области много, но не настолько, чтобы полностью расслабиться. И в основном все заправки сосредоточены в самом Ярославле. Поэтому советую делать именно Ярославль местом для ночевок и отсюда планировать поездки в другие города области.
- В экстренной ситуации будьте готовы отключить радио, печку и отказаться от зарядки телефонов (берите с собой пауэрбанки). Как выяснилось все эти меры реально помогают сохранить заряд, особенно если возникла ситуация, что он снизился внезапно (так бывает), а надо дотянуть до источника топлива.
- Процесс заправки долгий — от 20 минут до часа. Поэтому выбирайте места, где можно переждать это время, например, посидеть в кафе. Искать заправки для электромобилей удобно в приложении 2Charches.
По всем перечисленным причинам я ехала по четкому маршруту, продуманному организаторами пробега. Он был рассчитан на то, что заряда точно хватит до места назначения.
Первая остановка — Ростов
Приблизительно на границе Московской области с другими областями заканчиваются электрозарядные станции. Поэтому совет — не уверены, что дотяните, заправляйтесь. Электрозарядная станция есть около AZIMUT Парк Отель Переславль. Нюанс: она медленная, заправиться впрок на ней невозможно, но она удобна для путешественников, которые хотят погулять по городу и остановиться там на ночевку. Переславль-Залесский наш экипаж проехал. Просто не успевали по таймингу группы. Первый день: немного не рассчитали, к машине еще не приспособились. Мы поехали прямиком в Ростов. Поставили машину около кафе «Провинция» (к слову, здесь отличные бюджетные обеды и фантастический яблочный штрудель) и отправились пешком до Ростовского Кремля.
До экспозиций Ростовского кремля мало кто доходит — знаю по опыту. Фасадов построек XVII века для впечатлений достаточно. Поэтому рассказываю о выставках, ради которых стоит купить билет внутрь. В Музее финифти можно узнать и о самой технологии миниатюрной живописи на эмали, развитии этого промысла, как и что менялось с течением времени в тематике росписи и технологии производства и как из финифти стали делать не только украшения, но и монументальные панно.
Экспозиция кухонной утвари X-XX вв. из собрания музея маленькая, но невероятно милая. Для тех, кто как я, любит всякие кухонные прибамбасы и фантазировать на тему «как использовали тот или иной предмет на кухне».
В Ярославль мы приехали уже поздно вечером — наша цель была переночевать и зарядить машину. В этом плане удобна гостиница AZIMUT Отель Ярославль. На территории четыре электрозарядные станции. Но бронировать у персонала отеля их лучше заранее. В целом заправок в городе достаточно (расположены они по 2 шт). Поэтому перемещаться по нему на машине можно свободно и не бояться в какой-то момент «остаться на ноле».
День второй — Углич
На следующий день отправились в Углич. Нужно было проехать на одном заряде туда и обратно, а это около 250 км. Это был своего рода вызов. На момент нашего поездки в Угличе заправок не было, она появилась как раз после автопробега, но все равно советую оставить машину на парковке в центре и идти гулять пешком.
В целом все достопримечательности в шаговой доступности: Угличский кремль (на его территории расположены хорошо восстановленные Княжеские палаты, где в 1591 году произошло загадочное убийство Дмитрия), кафе «Гости» (пожалуй, лучшее в городе) и старые улочки с множеством интересных домов. Фактически на всех из них есть табличка с qr кодом — достаточно навести на него фотокамеру телефона и вы услышите историю здания и короткий рассказ о том, чем оно знаменито и ценно с исторической точки зрения. Удобно!
Все слышали про угличский сыр. И создается впечатление, что это какой-то один вид сыра, который делается в славном городе Угличе. А вот и нет. Выяснить всю правду о сыре из Углича, а также узнать историю отечественного сыроделия и знаменитых сыров России можно в музее «СырКультПросвет». В рамках автопробега «Едем в Ярославию» мы с коллегами-журналистами увидели его одними из первых. Признаюсь, это была главная цель моего визита — я большая любительница сыра. Открытие музея анонсировали год назад и было жуть как любопытно посмотреть, что же получилось.
Экспозиция музея расположена в здании старейшего сыроварного завода Углича, который был построен еще в 1935 году по распоряжению Анастаса Микояна. Современный проект реализуется группой компаний «Агранта», в которую входит сельскохозяйственный холдинг «АгриВолга». Это целый развлекательный комплекс, куда при желании можно приехать на целый день. Посетить музей, узнать о нём интересные исторические факты и увидеть артефакты, вкусно поесть в ресторане, купить сувениров, сходить в кино и многое другое.
На первом этаже фойе с образцами старого оборудования (рука организаторов не повернулась выбросить такие реликвии), а также ресторан «СырБор». На втором этаже завода-музея сама экспозиция. Здесь много интерактивных элементов. Можно услышать, как слово «сыр» звучит на разных языках мира, увидеть как выглядит национальная сырная гордость каждой страны и прочитать о нем, перевернув кружок.
«Основная линейка завода – угличский, российский, пошехонский, костромской. — рассказывает нам экскурсовод Светлана, — Первый – один из старейших. Его рецептура была разработана еще в XIX веке, а производится он на заводе с 1939 года».
Выставочные залы переходят в большой коридор с панорамными стеклами, чтобы гости смогли посмотреть, как производится сыр на новом оборудовании и на старом.
В Ярославль после музея мы вернулись с нормальным запасом зарядки, но решили все-таки оставить машины у отеля и отправились в ресторан «Ванильное небо» пешком. Советую бронировать столики заранее с видом на Волгу. Снаружи — на веранде или внутри. Все зависит от погоды. Через панорамные окна вид тоже впечатляющий.
День третий — «Карабиха»
Следующий день был и последним. По дороге в Москву мы заехали в «Карабиху». Интересно это место по двум причинам. Несколько лет в летние месяцы здесь жил Николай Алексеевич Некрасов – известный русский поэт, писатель и публицист, издатель журнала «Современник». Плюс это единственный в Ярославской области усадебный комплекс второй половины XVIII — начала XX веков, сохранивший свой первоначальный архитектурный облик. Что во-первых, что — во-вторых, для каждого своё.
В «Карабихе» несколько постоянных выставочных залов — все интерьеры восстановлены и выглядят как при жизни поэта.
Любителя охоты выдают многие детали интерьера.
Есть и новый интерактивный зал, созданный, чтобы в игровой форме познакомить детей и подростков (да, что уж там — и некоторых взрослых) к творчеству поэта.
После экскурсии можно посидеть в атмосферной чайной и увезти с собой в качестве сувенира вкусный пряник.
На Москву
Надо сказать, дорога в обратную сторону была легче — все водители приспособились к машине. Немного утомляло, что надо было держать скорость 60 км/ч при допустимой 90 км/ч (погодные условия были такие, что заряд расходовался быстрее), но это все мелочи. Главное было дотянуть до Московской области — там, как я уже говорила, с заправками куда легче. Даже остановились в Ростове «Усадьбе Плешанова» на обед. По всем расчетам впритык нам хватило бы заряда до Москвы. Но мы решили не рисковать и заправились на электрозарядной станции в Пушкинском районе МО — риск в случае с электрокарами точно неблагородное дело. Хотелось хоть на последнем отрезке немного отключить бдительность и спокойно доехать до дома. Мой вердикт по итогам поездки: в целом российские дороги к электромобилям готовы. Во всяком случае, в Ярославскую область ехать точно можно.