В какой стране шли самые горячие женские дуэли и какие из них вошли в историю
Что делить двум женщинам?
Когда женский спор решают кулаками, публика сразу понимает, что предмет спора заодно является и предметом воздыхания. Классическим примером женской драки считается обычно драка на дискотеке восьмидесятых. На самом деле, причин, по которым женщины вступали в конфликты вплоть до решения спора в бою, всегда было намного больше.
Например, имущественные вопросы, защита доброго имени от клеветы и политические разногласия. И если женщины попроще во время конфликта использовали в основном собственные руки и простое правило «не калечить», то представительницы более благородных сословий прибегали к дуэлям, проходящим по настоящему дуэльному кодексу.
Вообще ограниченная правилами и обязательно проводимая при свидетелях драка для разрешения спорных вопросов – практика очень давняя. В этом отношении дуэль восходит, прежде всего, к судебным поединкам (на западе их называли ордалиями). На участие женщин в подобных поединках в разных землях глядели по-разному. Практически повсеместно в Европе ожидалось, что женщина будет драться, только если конфликт у неё с мужчиной. При этом мужчину всячески ограничивали с тем, чтобы силы у них с противницей оказались примерно равными и исход поединка решил, по возможности, конечно, сам Бог.
В ныне российских землях к участию женщины в судебном поединке относились проще. Так, например, псковская судная грамота четырнадцатого века раскрывает нам, что в кулачном бою для решения вопроса вполне могли сойтись две женщины. Кроме того, женщина могла биться и с мужчиной, если хотела – либо выставить от себя поединщика-заместителя. Уж как она сама оценит свою боеспособность. Драка могла происходить не только на кулаках – использовались также обитые железом дубины, рогатины, дреколье. Как перед поединком договорятся.
Например, чтобы не предавать слишком широкой огласке деликатную причину дуэли. Или просто потому, что с бумажками в скучных судебных залах пусть возятся простые горожане, а дворяне всё решат красиво. И, хотя дуэль считалась делом мужским, женщины очень редко не примеряли на себя всё то же, что считалось обычной частью жизни у мужчин. Об этом редко пишут, но полному соответствию гендерным представлениям о женщине живые женщины очень редко посвящали свою жизнь.
Российские дуэлянтки
В Россию дуэли привезла императрица Екатерина, когда, собственно говоря, ещё была только невестой наследника императорской короны. Первая известная дуэль с её участием состоялась у будущей Екатерины, а тогда ещё Софии Августы Фредерики, в пятнадцать лет. Прекрасным июньским днём девочка получила вызов от собственной троюродной сестры, Анна Людвиги. Никто не знает, что точно не поделили две юные особы, но достоверно известно, что дуэль прошла на шпагах в комнате Софии Августы.
Вообще в восемнадцатом веке дворянки часто брались за оружие, и не только ради дуэлей – например, выдавая себя за мужчин и вербуясь в армию. Это было время любительниц приключений. В любом случае, манеру при помощи оружия выяснять отношения София Августа привезла с собой.
При дворе императрицы Екатерины женские дуэли расцвели пышным цветом и настолько вошли в обычай, что уже после её смерти, при государях-мужчинах, путешественницы и просто нашедшие в империи своё место европейки обращали внимание на то, насколько часто россиянки дерутся друг с другом. Правда, сама Екатерина не приветствовала европейскую манеру сражаться до последней капли крови и настаивала, что и первой капли достаточно, чтобы объявить победу одной из дуэлянток.
Часто сражения происходили прямо в салонах знатных дам, где перед тем и после того могли обсуждать новости литературы или музыкальные новинки. Одна из француженок, завсегдатаек салона некой госпожи Востроуховой в двадцатых годах девятнадцатого века, писала, что русские дамы дерутся со страшным ожесточением, и сожалела, что в местных дуэлянтках нет изящества француженок. Трудно сказать, что маркиза Мортене (так звали гостью салона Востроуховой) подразумевала под изяществом французских дуэлей. Быть может, тот факт, что француженки часто сражались полуобнажёнными или вовсе без одежды. Россиянки считали, что раздеваться для драки глупо.
Вот только несколько примеров, как проводили дуэли русские дамы. В 1770 году легендарная соратница императрицы Екатерины, Екатерина Дашкова, будучи в Лондоне, остановилась в доме графини Пушкиной, жены российского посла. Слава Дашковой бежала впереди неё, и одна из самых образованных англичанок своего времени, герцогиня Фоксон, воспользовалась шансом, чтобы нанести Пушкиным визит и поговорить с не менее образованной, по слухам, Дашковой.
Уже через полчаса общения беседа перешла в горячую дискуссию. А через некоторое время – в перебранку, да такую, что герцогиня сгоряча выпалила в сторону оппонентки бранное словечко. После паузы оскорблённая княгиня влепила герцогине пощёчину. Та ответила такой же. Это означало только одно: немедленная дуэль. Дамы потребовали шпаги. Пушкина попыталась их примирить (этого тоже требовал дуэльный кодекс), затем выдала оружие и проводила в сад.
Хотя дуэли в России десятками проводились ежегодно, в легенды вошли не все. Но одна история была настолько примечательной, что по праву стала знаменитой. В 1829 году две помещицы Орловской губернии, честные вдовы, сошлись с кавалерийскими саблями в березовой рощице, чтобы разрешить вопрос, который остался для потомков неизвестным. Секундантками выступили их дочери, обе четырнадцати лет. В схватке одна помещица ранила другую в живот и сама получила ранение в голову. Она умерла сразу, а её соперница – через пару дней. Звали дуэлянток Ольга Заварова и Екатерина Полесова.
Через пять лет на том же месте сошлись Александра Заварова и Анна Полесова, девицы девятнадцати лет. Те самые дочери-секундантки. Сражались они теперь на шпагах. Удача (или годы тренировок) оказалась на стороне Заваровой-младшей. Она заколола противницу, сама не получив ни одного ранения. Предмет спора по-прежнему не оглашался, хотя, вероятно, был напрямую связан с той дуэлью, когда погибли их матери.
Боевитые католички
В романтические времена бытовал стереотип, что католические женщины и девушки горячее кровью, чем протестантские. Некоторые дуэльные истории кажутся его подтверждением, хотя дело, конечно, не в качестве крови, а в культурных нормах стран, где исповедовали католичество.
Практически анекдотом стала история, произошедшая в девятнадцатом веке в Мехико. Две прекрасные простолюдинки Марта Дюран и Ханна Луна поспорили, кому из них должно принадлежать сердце красивого юноши по имени Рафаэль и решили разрешить этот спор в схватке. Оружием выступили шпаги, а сам Рафаэль был приглашён посмотреть, как за него сражаются. Правда, он то ли не знал, что произойдёт на месте, то ли вообще смутно представлял себе, как выглядят дуэли, но по итогам сражения – когда на землю рухнула со шпагой в груди заколотая, окровавленная Марта – Рафаэль в ужасе сбежал, да так, что больше его никто никогда не видел.
В Италии прекрасным майским днём 1571 года в ворота бенедиктинского монастыря постучались две молодые синьоры. Они попросили дать им помолиться в какой-нибудь уединённой келье. Такое благочестие расстрогало монахинь, и келью дамам выделили. Но вскоре обитательницы монастыря услышали из-за двери пугающий шум. Ворвавшись в келью, монахини обнаружили, что благочестивые гостьи пыряют друг друга кинжалами и явно подготовились именно к такому времяпрепровождению наедине. Что стало причиной дуэли этих дам, неизвестно, но монахини понимания к ним не проявили.
Также в Италии, в Неаполе, за девятнадцать лет до этого происшествия состоялась громкая дуэль между женщинами по имени Изабелла де Карази и Диамбра де Петинелла. Схватились дамы из-за мужчины, а свидетелем пригласили одного знатного испанца. Дуэль больше напоминала рыцарский турнир: поначалу дамы бросились друг на друга с копьями, а затем, отбросив их, с мечами. Именно по такому сценарию сражались мужчины на турнирах. Выжили обе дамы, но победила де Петинелла.
В девятнадцатом веке, когда женские дуэльные клубы распространились чуть не по всей Европе, и девочки в пансионах обучали друг друга владеть холодным оружием, сооружая его из подручного материала – чаще всего из зонтиков – турнирных сложностей уже не соблюдали. Брали шпаги или пистолеты – и вперёд.
Некоторые дамы были известны тем, что, как Портос, дрались чтобы драться, а не прибегали к дуэлям лишь время от времени. В основном они, конечно, сражались с другими такими же дамами, но кое-кто предпочитал мужское общество. К таковым, например, относилась мадемуазель Ла Мопен, жившая в конце семнадцатого века (увы, недолго – вся её жизнь уложилась в тридцать четыре года). На дуэлях она убила несколько мужчин. Теоретически, это было незаконно, но галантный французский король ей всё прощал. Кстати, Ла Мопен также любила появляться на балах в мужской одежде, не пытаясь при этом представляться мужчиной.
Не всегда женские дуэли проходили так уж благородно. Нередко дамы смазывали оружие – нет, не ядом, это считалось подлым, а перцем или другим жгучим веществом, чтобы каждая рана соперницы немедленно начинала причинять максимальную боль. Порой секундантки обеих сторон, разгорячённые видом битвы, бросались друг на друга, превращая дуэль в побоище. Бывало, что разделялись на два лагеря даже досужие зрительницы дуэли.
Закат эпохи женских дуэлей
К концу девятнадцатого века, когда у женщин появилось больше возможности нападать друг на друга в прессе и литературе – и там же отвечать на нападки, любовь к дуэлям начала сходить на нет. В начале двадцатого века она уже превратилась в развлечение экзальтированных гимназисток. Тем не менее, на конец девятнадцатого века пришлась одна из самых странных по поводу дуэлей.
В 1892 году принцесса Паулина Меттерних и графиня Кильмансегг повздорили из-за того, какими цветами следует украсить зал для музыкального вечера, и схватились за холодное оружие. Сначала они собирались драться в одежде, но секундантка, баронесса Любиньская, врач по образованию, настояла на том, чтобы дамы разоблачились – иначе, мол, с кусками одежды в раны можно занести заразы и умереть потом от гангрены. Однако все ранения дамы нанесли друг другу только в области головы, так что раздевались, получается, зря. Впрочем, может быть, баронесса развлеклась от души.