Увидеть Париж и остаться в живых: 5 лучших фильмов о городе любви
«Эйфель»
(2021)
14 октября в прокат выходит романтический байопик «Эйфель» о создателе символа Парижа, знаменитой башни, которая в конце XIX навсегда изменила облик города и затмила собой и королевские дворцы, и старинные соборы. Удивительно, но про гениального инженера Гюстава Эйфеля, который к тому же ещё и современник кинематографистов братьев Люмьер, до сих пор не снимали ни одного фильма. Кажется, он мелькал где-то в эпизодах, но его полноценная художественная история на экране рассказывается впервые.
«Эйфель» – фильм-объяснение, почему и ажурная башня, и сам Париж считаются символом любви. Ведь на этот дерзкий проект Гюстава (в исполнении одного из самых смелых современных французских актёров Ромена Дюриса) вдохновила женщина. Юношеская любовь Эйфеля – Адриенн (ее сыграла Эмма Маккей, звезда сериала Sex Education) – с годами закалилась, как металл, и превратилась в триумфальное 300-метровое сооружение.
Воспринимать этот фильм как документ режиссёр Мартин Бурбулон не рекомендует: всё же художественные искажения в истории присутствуют. А вот визуально восстановленный Париж, в котором только-только вырастает легендарная конструкция, – зрелище редчайшее. Специалисты компьютерной графики стёрли сооружение из кадра, чтобы поэтапно показать нам, как оно возводилось.
«На последнем дыхании»
(1960)
Дебютному фильму Жан-Люка Годара, конечно, несказанно повезло: даже далёкая от авторского кинематографа публика про эту ленту слышала, а многие и видели. Тем более, что совсем недавно «На последнем дыхании» в отреставрированном виде выходил в российский прокат. Киноведы уже спели свои дифирамбы новаторскому стилю Годара. Наша же песня – про Париж, каким его француз Годар показал глазами американки Патриции.
Героиня Джин Сибег на экране исполняет мечту многих: она – приезжая, но имеет возможность пожить в Париже, постигнуть его самостоятельно, а не под заготовленные речи гида. И хотя она ходит и ездит по центральным и богемным районам, Годару удаётся продемонстрировать этот её скептический взгляд. «Мне не нравится то, что нравится всем» – словно говорит он. А проводником Патриции по городу становится очаровательный пройдоха Мишель Пуакар в исполнении молодого (и слишком смазливого) Жан-Поля Бельмондо.
В отличие от главной героини, он передвигается по городу уверенно, почти вслепую, кажется, не замечая, какая изысканность его окружает. Стремительное путешествие странной пары по Парижу и теперь уже легендарная «живая» камера Годара показывают, насколько это подвижный город, а не застывший во времени музей. И невольно порождают желание у зрителей самим пройтись по этим маршрутам.
«Париж, я люблю тебя»
(2006)
Относительно недавний альманах из 18 новелл уже признан полноценным путеводителем по столице Франции. Ведь и правда, какая ещё картина покажет все (ну почти все) округа этого обширного и довольно мозаичного города? Изначально было снято 20 короткометражек, чтобы охватить каждый уголок. Но уже на стадии монтажа отказались от двух. Почему, уже не так важно. Сейчас у зрителей есть не просто набор открыток, а кинематографическая и реалистичная модель Парижа 2000-х, где уживаются совершенно непохожие архитектурные стили и такие же непохожие люди.
Это 18 взглядов любопытного жителя на свой район, хоть некоторые постановщики в Париже были «туристами». Братья Коэн, Гас ван Сент, Том Тыквер, Оливье Ассайяс, Альфонсо Куарон, Жерар Депардье (да-да, как режиссёр!)... А лицами Парижа стали звёзды первой величины, что и привлекло зрительское внимание к ленте в широком прокате. Ну кто пропустит картину, в которой одновременно снимаются Натали Портман, Стив Бушеми, Элайджа Вуд, Фанни Ардан, Уиллем Дефо и так далее? По современным меркам такой состав себе могут позволить лишь какие-нибудь «Мстители».
Продюсеры альманаха признаются: этот фильм помог им самим по-новому увидеть город, который они считают своим. Что уж говорить о международной аудитории, которая с удивлением обнаружила, что кроме Эйфелевой башни и Собора Парижской Богоматери, в Париже есть ещё немало интересного. И люди там тоже не все в матросках и беретах ходят. И багет любят далеко не все... Но это уже спойлеры.
«Полночь в Париже»
(2011)
«Оскар» за лучший сценарий и $100 млн. в прокате – так эффективно о Париже смог рассказать только неисправимый невротик и романтик Вуди Аллен. Его красочная и, надо признать, довольно штампованная с точки зрения изображения города картина, занимает 1-е место в списке англоязычных фильмов, точнее всего описывающих Париж, по опросу Babbel. А почему? Ну кроме того, что, как гласит стереотип, американцы в принципе не воспринимают никакой другой культуры кроме своей, а значит, влюблённый в Париж американец делает этого город немножечко их собственным.
Очарование «Полночи» не столько в картинных видах, сколько в людях, которыми населён кадр. Это богема, легенды, кстати, в том числе и англоговорящие, с которыми персонаж Оуэна Уилсона каждую ночь общается накоротке. Лучшие проводники по Парижу – Хемингуэй, Фицджеральд, Пикассо, Гертруда Стайн... Люди, которые выпивали, кажется, в каждом ресторане этого города и которые вдохновлялись им настолько, что парижский дух и ощущение свободы сквозил в их произведениях.
Вуди Аллен как будто делится со зрителями сокровенным: показывает своих кумиров и свою личную La Belle Époque. И зрители, судя по популярности «Полночи в Париже», отвечают режиссёру взаимностью.
«Ненависть»
(1995)
Наверное, нужно было бы завершить этот список фильмом «Амели», но поскольку карамельной корочкой на крем-брюле можно считать и «Полночь в Париже», то предлагаем обратить внимание на ленту Матьё Кассовица «Ненависть» с неистовым и молодым Венсаном Касселем в одной из главных ролей. Чёрно-белое кино похоже на лотерейный билет, с которого счистили всю позолоту и обнаружили под ней нулевой выигрыш. Злое, резкое, как вызов традиционному киношному Парижу, оно показывает не очарованных, а разочарованных молодых людей, которым, в общем-то, всё равно, в каком городе мира губить свою жизнь.
Для еврея Винца, араба Саида и чернокожего Юбера Париж – просто точка на карте, ближайший город, где можно скрыться от полиции. Или изрядно ей насолить. В этих героев невозможно влюбиться, они оттолкнут от себя любого. Но вместе с тем это честный портрет молодой озлобленной Франции 90-х, которая и в 2000-е осталась такой же. В 1995 году «Ненависть» сорвала аплодисменты в Канне и получила премию «Сезар». В 2019 год этот путь повторили «Отверженные» (не по Гюго) Ладжа Ли, которые невозможно не сравнивать с картиной Кассовица.
Острое, колючее кино говорит о социальных проблемах вроде бы просвещённого европейского общества, и всё это на фоне достопримечательностей, которыми мы восхищаемся, а для героев это ещё один источник нескончаемого раздражения. Эти проблемы так же вечны, как Эйфелева башня. И если мы замечаем одно, будет честным обратить внимание и на второе.