«У каждого человека должен быть дом»: Оксана Бычкова — о работе над фильмом «Малышарики. День рождения»
В вашем режиссерском портфолио – в основном фильмы, рассчитанные на взрослую аудиторию. Как считаете, почему именно к вам обратились в этот раз и почему вы решили принять участие в проекте, рассчитанных на маленьких зрителей?
Попала я в проект исключительно «по блату» (смеется). Потому что у главного мультипликационного режиссёра — Екатерины Савчук — есть муж Дима, который работал со мной на проекте «Питер FM» в художественном департаменте. Когда ребята задумались, кто будет снимать игровую часть полнометражного фильма про Малышариков, Дима сразу написал мне. Потом мы поговорили с Катей, а для меня это, конечно, была невероятная возможность попробовать снимать кино для детей и сделать игровое кино вместе с 3D персонажами. Мне кажется, от таких драгоценных предложений просто невозможно отказаться.
Что вы знали про «Малышариков» до участия в проекте?
Честно говоря, до проекта я ничего не знала о «Малышариках», но была абсолютным фанатом «Смешариков». Обожала отдельные серии, там такой замечательный юмор. Но когда я начала готовиться к проекту, основательно проштудировала и все сезоны «Малышариков» (Улыбается). Это прекрасная история для совсем маленьких зрителей, и мне нужно было глубоко окунуться в специфику таких мультфильмов, чтобы хорошо подготовиться.
Насколько органичной с режиссерской точки зрения получилась семейная пара из Елизаветы Боярской и Константина Хабенского? Они импровизировали в кадре или строго следовали сценарию?
Мы не случайно выбрали Елизавету и Константина. Это очень известный кинематографический семейный дуэт. Они снимались как муж и жена во многих проектах. Мне было с ними безумно легко и классно работать, потому что они очень много импровизируют и предлагают. А ещё они любят похулиганить. Я обожаю актёров, которые так легко и хорошо умеют подстраиваться под ситуацию и в этом случае все сложилось идеально и Лиза, и Костя, как семья, а я, как режиссёр, была просто счастлива работать с ними.
Расскажите о самой юной участнице съемочного процесса – Малышке. Кто эта звёздочка? Как её зовут? Это её первые съемки или она уже актриса с опытом?
Нашу малышку зовут Ева, и это её первая роль в кино. В таком возрасте, конечно, а ей был год с небольшим на момент съемок, вряд ли может быть большая кинематографическая карьера. Она снималась как модель, для каталогов одежды. На наших пробах Ева выделялась среди других детей, она оказалась самым спокойным ребёнком, а это дико важно на съемочной площадке, где специфическая обстановка, и ребёнок должен быть, конечно, с очень хорошей нервной системой. Кроме того, она была самой смышлёной. Для меня было совершенно невероятно, что такой маленький ребёнок может слушаться режиссёра. Честно сказать, Ева – вундеркинд. Она делала действительно какие-то невероятные вещи, и нам очень с ней повезло.
В фильме задействован еще один важный герой, с которым предстоит встретиться Малышарикам, – это кот. Насколько нам известно, это профессиональный актёр. Расскажите о нём. Сколько дублей пришлось снять на сцене погони за Малышариками. И за кем в действительности гнался кот?
Да, на этом проекте мне, как режиссёру, везло не только на известных артистов и гениального младенца, но и на кота, точнее двух котов, которые, собственно, были из знаменитого Театра Куклачёва. Его сын — Дима Куклачёв — был главным человеком по работе с котами. Мы с ним обсудили все трюки, которые должны были делать коты. Если точнее, то в кадре был один кот, но у него был дублёр. Их специально готовили к этим съёмкам, поэтому работа с животными была абсолютно спокойной, без неожиданностей. У котов должны были быть перерывы между дублями, поэтому они не уставали и активно выполняли все трюки. Но надо отметить, что и Куклачёв очень талантливый дрессировщик. Раскрою один секрет. В фильме кот гнался за лазерной указкой или какой-нибудь вкусняшкой, которую показывал дрессировщик. Было много хитростей. Я даже не уверена, что я могу разоблачать все секреты Димы Куклачёва. В общем, могу сказать одно, мы были в руках опытного профессионала.
В чем сложность снимать без главных персонажей, которых пришлось дорисовывать в процессе?
Я думаю, это не то, чтобы сложность, потому что в нашем случае и актёры, и вся съёмочная группа оказались людьми с очень хорошей фантазией, поэтому без труда представляли себе этих невидимых персонажей, маленьких друзей. Наша замечательная Катя Савчук за кадром озвучивала реплики Малышариков, чтобы Елизавета и Константин могли беседовать с ними. Поэтому особых сложностей не было. Благодаря Кате актёры довольно живо представляли, с кем и как они сейчас разговаривают.
А что интересного было на постпродакшне?
Честно говоря, для меня, как режиссера игрового кино, это вообще совершенно новый опыт, потому что я увидела, как на постпродакшне вырастает что-то новое и чудесное. Я вообще не представляла, насколько это будет замечательно, потому что, конечно, мультфильмы делаются благодаря постпродакшну. Здесь возникает столько новых интересных нюансов и наши девочки, режиссёры мультипликации – невероятные талантища, потому что с их помощью всё начинает выглядеть иначе, не так, как на съёмках. Казалось бы, очень скучные кадры с пустой квартирой вдруг оживают, становятся сказочными, волшебными, весёлыми. Музыка, которая появилась потом, тоже создала свою уникальную атмосферу. Поэтому постпродакшн – это, в данном случае, рождение совершенно нового кино.
Как считаете, в чем секрет популярности проекта у детей?
Мне сложно сказать, в чем секрет популярности, но, мне кажется, благодаря очень классным персонажам, за которыми ужасно интересно наблюдать. Их поведение держит внимание зрителей. Насколько я знаю, психологи специально разрабатывали все, что можно, и все, что нужно использовать в проекте, вплоть до определённой гаммы цветов. В общем, мне кажется, что это очень круто, что у нас сейчас есть такие проекты для совсем маленьких детей. Такая аудитория – что-то уникальное, потому что они по-другому воспринимают обычные вещи.
Что вы любили смотреть в детстве?
Я очень любила смотреть и мультики, и сказки. В моём детстве, к сожалению, не было возможности смотреть многое, потому что у нас было только телевидение и программы передач, например «Спокойной ночи, малыши!» и «В гостях у сказки». Я очень любила фильм «Три орешка для Золушки», это была моя любимая сказка.
В чем, на ваш взгляд, главный посыл истории? Чему это кино научит маленьких зрителей и их родителей?
Главный посыл нашего кино: каждому человеку, даже самому маленькому, нужен дом. Мне кажется, что под домом имеется в виду не буквальное понятие, некое место жительства, а именно то количество любви, заботы, тепла, которое необходимо каждому из нас. Это сделано, чтобы маленькие зрители сразу понимали, что самое главное – любовь и желание позаботиться, согреть, помочь.