Тайны Чуйского тракта: 3 интересных факта об одной из самых красивых дорог мира
Всего 100 лет?
И правда, нестыковка. Как получилась, что дорога, которая известна несколько веков, празднуется всего 100-лет? А вот почему.
Действительно, первое упоминание о Чуйском тракте было ещё в древнекитайских летописях трехтысячелетней давности. А обустроить этот важный торговый путь в Монголию и Китай действительно пытались аж с 1756 года. Купцы наводили мосты и переправы, но полностью благоустроить тракт было дорого и сложно.
Прорыв произошел в 1914 году, когда на Алтай с экспедицией приехал инженер (будущий писатель) Вячеслав Шишков специально для того, чтобы изучить возможные прямые варианты дороги вдоль реки Катунь от Бийска через Майму и Усть-Сему, минуя Алтайское, Чергу и Шебалино. Так возник современный маршрут трассы. 26 мая 1922 года она получила статус дороги государственного значения. Поэтому именно 1922 год считается годом основанием Чуйского тракта.
По случаю 100-летия этого события 26 мая 2022 года состоялся масштабный автомотопробег. Он начался около села Манжерок и завершился в селе Ташанта Республики Алтай на границе с Монголией. В автопробеге приняли участие глава региона Олег Хорохордин и губернатор Новосибирской области Андрей Травников. Часть маршрута они проехали на раритетной Волге.
Цаплинский мост
С этим сооружением связана не просто тайна, а настоящая детективная история. И даже не одна. В 1936 году через реку Катунь у поселка Иня появился первый в мире двухцепной подвесной мост на качающихся пилонах. Интересно, что эта новаторская конструкция была дипломной работой молодого архитектора Сергея Цаплина. Уникальный подвесной мост сегодня считается памятником строительства сталинской эпохи. Второе его название – «дембельский». Дело в том, что строили мост заключенные 7 отделения Сиблага. После окончания работ им обещали амнистию. И государство свое слово сдержало.
Но вот, что интересно – похожий подвесной мост появился спустя год в США через пролив Золотые Ворота. Это Голден Гейт (Golden Gate) в Сан-Франциско. Случайность это или нет – история умалчивает! Цаплинский мост функционировал до 1970 года, в 1994 г. Его объявили памятником истории и культуры Российской Федерации. Мосавтодор обещает заняться восстановлением уникального сооружение, но пока это только планы. А вот Голден Гейт прекрасно функционирует по сей день.
А был ли мальчик?
Речь пойдет о герое Чуйского тракта – Кольке Снегиреве.
На обрыве, недалеко от поселка Белый Бом, стоит памятник всем водителям, которые работали на этой дороге. На нем выгравированы строки песни, которая звучит в кинофильме Василия Шукшина «Живет такой парень». Так она начинается:
Есть над Чуей-рекою дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был там самый отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирев...
Автор этой песни – Михаил Михеев. Стихи он сочинил сам, а музыкальной основой стала популярная в 1930-е годы Коломбина. Все кто слышал песню, знают, что заканчивается история трагически. Шофёр Колька, пытаясь добиться взаимности своей возлюбленной Раи, погибает. Грустно, что сказать. Только никакого Снегирева на самом деле не было. Прототипом того Кольки из песни стал друг поэта Михаила Михеева — Николай Ковалев, водитель, работавший в 1030-е годы на Чуйском тракте. И песню Михеев подарил другу на свадьбу. Да и Рая на самом деле не Рая. Избранницу Ковалева звали Ираида. Кто-то говорит, что имя она получила в песне из-за рифмы, но есть и те, кто считает, что Ираиду сокращенно звали Раей. Вот так, памятник Кольке есть, а самого Кольки никогда и не было.
Кстати, история Кольки Снегирёва не давала покоя кинематографистам. В 1987 году сняли фильм «Шоферская баллада», а в 2001 году « Ехали два шофёра».