Спасение чёрного кота: почему «Поток» назвали самым удивительным мультфильмом 2024 года

Закрученный сюжет, яркие диалоги, первоклассная графика, остроумные и сложные персонажи. А теперь и номинация на «Оскар»! Обычно анимационные ленты именно с такими данными становятся культовыми или, как минимум, очень популярными. Но в случае с мультфильмом Straume всё обстоит иначе.
Спасение чёрного кота: почему «Поток» назвали самым удивительным мультфильмом 2024 года
Кадр: «Течение"/ Dream Well Studio и Sacrebleu Productions

В мае 2024 года после премьеры на Каннском кинофестивале этот анимационный фильм получил семиминутные овации. А еще спустя несколько часов после дебюта права на его показ приобрели американские компании Janus Films и Sideshow. Так началось победоносное шествие латвийской картины по миру. Справедливости ради стоит отметить, что в создании «Потока», или «Течения» (именно так переводится слово «Straume») принимали участие не только латвийская студия Dream Well Studio во главе с режиссёром Гинтсом Зилбалодисом. Его продюсерами также выступили французская студией Sacrebleu Productions и бельгийская Take Five.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Снимали мультфильм больше четырех лет и закончили его монтаж всего за несколько дней до отправки на Каннский кинофестиваль, где он удостоился премии «Золотой глобус» и получил множество положительных отзывов зрителей и критиков.

Кадр: «Течение"/ Dream Well Studio и Sacrebleu Productions

А журналисты, освещавшие это событие, восхищенно писали:

Фильм без диалогов и со скромным бюджетом в 3,7 млн. ​​долларов конкурировал с голливудскими «тяжеловесами» из Disney, Pixar и Netflix. Тем не менее, он обошёл их всех, получив одну из крупнейших наград в области анимации в США.

О чём эта история?

Сюжет достаточно прост: он рассказывает о приключениях обычного черного кота. По неизвестной причине в мире пропали все люди, но животные спокойно живут сами по себе: по лесу бегают олени и зайцы, собаки ловят рыбу, в небе парят птицы. Главный герой — тот самый короткошерстный кот обитает в заброшенной мастерской художника, который судя по всему был его хозяином и обожал котиков, так как около дома стоят их скульптуры — как маленькие, так и огромные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр: «Течение"/ Dream Well Studio и Sacrebleu Productions

Но вскоре и это хрупкое спокойствие исчезает — начинается потоп. Вода стремительно прибывает, затапливая все новые территории. Котик покидает дом и запрыгивает на плывущий мимо парусник, а на борту с ним оказываются ленивая капибара, озорной лемур, добродушный ретривер и солидная птица-секретарь. Так разношерстная компания отправляется в путешествие — в поисках нового места для жизни. «Поток» уже получил неофициальное название «ласкового постапокалипсиса» за очевидный библейский сюжет: вселенский потоп и поиски спасения на «ковчеге».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чём его особенность?

«Поток» заметно отличается от других анимационных фильмов, завоевавших мировое признание. В нет диалогов или откровенного экшена: только музыка и голоса животных, которые и являются единственными действующими героями картины. При монтаже использовали голоса настоящих животных. Например, черного кота озвучили мяуканьем сразу семи настоящих котов. Персонажи не очеловечены, как, к примеру, в том же «Зверополисе» или множестве других подобных работ — они ведут себя как и положено обычным животным в реальной жизни. Разве что чуть более сообразительны в критические моменты, и умудряются каким-то образом управлять своим суденышком.

Кадр: «Течение"/ Dream Well Studio и Sacrebleu Productions
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Графика мультфильма может вызвать вопросы у зрителей, привыкших к трехмерным изображениям, которые практически невозможно отличить от настоящих. Картинка «Потока» далеко не идеальна, а временами почти условна — в некоторых моментах животные выглядят почти как двухмерные плоские персонажи. Однако в этой эстетике кроется еще один секрет особой атмосферы фильма и именно она помогла ему получить восхищение киноманов и множество призов на международных кинофестивалях (да, «Золотой глобус» был не единственной наградой).

Кадр: «Течение"/ Dream Well Studio и Sacrebleu Productions
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В картине нет ни одной скучной или однообразной сцены — с персонажами постоянно что-то случается: они регулярно падают за борт, встречают других выживших, наблюдают за обитателями подводных глубин. Словом, их словно болтает в непрерывном водовороте событий. Сочетание всех этих факторов завораживает с первых минут мультфильма. Ведь сейчас, когда реальный мир так хрупок и непредсказуем, всем хочется обрести внутреннее равновесие. А зрелище плывущего по водной глади кораблика действует убаюкивающе, словно целительная мантра.

А кто режиссёр?

Фото: Paula Čurkste / LETA
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создателем «Течения» выступил латвийский режиссер-мультипликатор аниматор, сценарист, оператор и композитор Гинтс Зильбалодис. Он родился в Латвии в 1994 году, окончил Высшую художественную школу имени Яниса Розенталя в Риге. «Течение» не было его дебютом: предыдущая работа Зильбалодиса под названием Projām («Таинственный остров») была выпущена в 2019 году и получила премию Контрешана на кинофестивале в Анси. Интересный факт — в этом анимационном фильме тоже нет диалогов, только музыка и голоса природы.

После шумного успеха в Каннах режиссер не стал почивать на лаврах: в интервью изданию Variety он рассказал, что уже начал работу над следующей картиной, хотя и не поделился подробностями. Но, по его словам, она совершенно точно не будет сиквелом «Течения».

«Я не хочу, чтобы меня, как режиссёра, ассоциировали исключительно с мультфильмами о кошках. Поэтому я не собираюсь делать вторую часть "Течения". Мой следующий проект будет совершенно другим...»
Гинтс Зильбалодис Режиссёр-мультипликатор

Режиссер также отметил, что стремится рассказывать истории, которые нравятся не только ему самому, но и найдут отклик у массового зрителя.

Смотрели мульфильм "Течение"?
Да, он потрясающий!
Да, но не понравилось
Нет, но точно посмотрю
Нет, и не хочу