«Совершенно другой»: как турецкий сериал разбивает стереотипы о турецких женщинах и мужчинах

Российские зрители любят турецкие сериалы за красивых актеров, яркую картинку и безоглядную романтику. И кажется, не ждут от сюжетов чего-то большего, чем история любви, где сразу ясно, что бестолковые влюбленные будут вместе, как бы они ни брыкались. Особенно сопротивляются романам в турецких сериалах девушки — отважные, сумасбродные, с мечтами о карьере и радикально-наивными представлениями о мужчинах. Тем не менее роли в историях распределяются все еще традиционно и сюжеты развиваются по предсказуемым патриархальным канонам: мужчина решает проблемы, непокорная девушка сдается пред его харизмой и всемогуществом. На этом фоне внезапно выделяется сериал «Совершенно другой», в котором привычный турецкий «зефир» оказывается замешан на новых ингредиентах.
«Совершенно другой»: как турецкий сериал разбивает стереотипы о турецких женщинах и мужчинах
Кадр: сериал «Совершенно другой»/Tims & B Productions

Сериал рассказывает историю любви девушки-прокурорши Лейлы ( в её роли — Ханде Эрчел, звезда «Постучись в мою дверь») и Кенана, знаменитого телеведущего, который страдает раздвоением личности и разрывается между своей «хорошей» частью и «плохой» (в роли Кенана – Дениз Бурак, известный по сериалу «Любовь не понимает слов»). «Хорошая» часть уважает родителей, помогает простым людям, рассказывая в прямом эфире о преступлениях сильных мира сего, и нежно любит прокуроршу.

«Плохая» — совершает страшные преступления, которые ничего не ведающей прокурорше предстоит распутать.

Во-первых, главная героиня — состоявшийся в «мужской» профессии человек. Лейла не какой-нибудь там будущий ландшафтный дизайнер (как главная героиня хита «Постучись в мою дверь»). Она целый прокурор, её без тени насмешки принимает стамбульская мужская команда, и её компетенции ни разу за весь сериал не ставятся под сомнение — ни руководством, ни коллегами, ни даже матерыми преступниками, с которыми она разговаривает на «их» языке. При том, что руководит она, конечно, весьма смешно: «соберите улики», «проверьте алиби», «выясните всё» — и другие очевидные поручения команде, которая без неё, видимо, до этого не додумается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр: сериал «Совершенно другой»/Tims & B Productions
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, в профессии состоялась не только она. Её лучшая подруга, например, успешный адвокат, причем, что характерно, по разводам. Её клиенты — в основном женщины, о чем она однажды упоминает. Владелица большого телеканала, на котором работает главный герой, — тоже женщина.

Лейла хорошо зарабатывает, модно одевается, водит машину и совершенно брутальным образом вступается за телеведущего, когда у него не хватает аргументов против шумной мужской компании в ресторане. При всем уважении к родительской семье, героиня имеет свою позицию по многим вопросам. Она отправляет за решетку младшего брата, который пьяным сбил девочку и хотел откупиться. Она конфликтует с матерью, которая защищает нерадивого сына, а потом и общие с мужем семейные тайны. И, обожая и почитая отца, не позволяет себе соглашаться со всем, что он говорит, только потому, что он её отец.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр: сериал «Совершенно другой»/Tims & B Productions

Вопреки мнению семьи идёт еще одна героиня сериала. Убит известный филантроп, создавший множество благотворительных фондов, большая часть его добрых дел была связана с сиротами и с помощью девочкам и девушкам-студенткам. На прощальной панихиде слово берет его взрослая дочь. Превозмогая свой страх и сопротивление братьев, она произносит то, что давно её мучило: отец был насильником, использовал своё положение, чтобы домогаться детей и женщин. Её речь транслируют СМИ, случается большой общественный резонанс, и десятки женщин решаются позвонить на телевидение и в прокуратуру, чтобы рассказать о своем опыте насилия. Впечатляющая и вдохновляющая сцена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Женская» тема интересно разворачивается и в связи с материнством. Когда приёмный отец главного героя рассказывает ему семейную историю, которая объясняет, почему они решились на усыновление, он говорит: «Разве женщину любят за то, что она мать? Разве любят только тех женщин, что рожают детей? Любить нужно саму женщину — чисто, нежно. Если ты мужчина, ты сделаешь её саму своим сокровищем».

Кадр: сериал «Совершенно другой»/Tims & B Productions
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В уста отца Кенана вкладываются и другие поразительные слова. Разговаривая со своим сыном, рассказывая ему историю его усыновления, он говорит: «Ты можешь на меня злиться, ты вообще имеешь право испытывать любые чувства». Позиция, вполне соотносящаяся с тем, что говорит современная психология: ребенок должен знать, что все чувства «разрешены», что испытывать злость, грусть — нормально. Важнее, что ты делаешь с этими чувствами, как их реализуешь. Вдвойне ценно, что говорит об этом мужчина — мужчине.

Еще одна важная тема, с которой сериал «Совершенно другой» местами работает вполне современно, отношение к тайне усыновления.

Родители Кенана когда-то приняли решение «забыть» о том, что их ребенок — из детского дома. Как выяснится, у них была веская, на их взгляд, причина. Но когда прошлое начинает терзать его, родителям ничего не остается. Чтобы начать лечить Кенана от раздвоения личности, ему требуется сказать правду о его прошлом. «Нельзя ли лечить его тайно, чтобы он об этом не знал?» — задает мать вполне традиционный родительский вопрос. «Нельзя, только правда спасет его», — говорит психиатр. И это вполне созвучно позиции специалистов по семейному устройству. Тайна приемного детства ранит сильнее, чем защищает. «Я как будто хожу по кругу, как будто часть моего детства потерялась. Это очень тяжело, папа, — говорит Кенан о том, почему ему важно знать прошлое. — Как будто внутри меня что-то есть, как будто что-то не дает покоя. Кто мои настоящие родители — воры или праведники?» Любому человеку важно идентифицировать себя через прошлое, в том числе — через семью, через свой род. И знать корни, даже если они, на взгляд нового окружения ребенка, «неудачные», травмирующие, — полезнее, чем не знать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр: сериал «Совершенно другой»/Tims & B Productions

Несмотря на то, что тема психиатрии подана не без обычных мракобесных штампов, некоторые акценты расставлены вполне прогрессивно. Без иррационального страха к психиатрическому лечению, с уважением и принятием неизбежности лечения в серьёзных случаях. То, что у банального для триллеров с маньяками «раздвоения личности» есть диагноз — «дисассоциативное расстройство» — тоже реверанс в сторону психиатрии как серьезной науки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В общем, в турецких сериалах не всё так просто. И даже в самых банальных мелодрамах, случается, транслируют удивительно прогрессивные вещи и затрагивают серьёзные темы. Чтобы не спойлерить, оставим некоторые из них за кадром этого материала. И продолжим смотреть!

Кадр: сериал «Совершенно другой»/Tims & B Productions