Слово женщине: 5 фильмов, которые понравятся феминисткам
Феминистское кино — это не про лозунги и не про Рэмбо-женщин (хотя, если они хотят быть такими, пусть будут). Это кино, которое превращает женщину в главную героиню и выдаёт ей тот же набор прав на жизнь, переживания, преодоления и свершения, свой взгляд на окружающий мир. Ну и заодно медленно крушит многовековую стену male gazе. Вот такая получается деструктивно-созидательная сила искусства. В компанию новинке мы подобрали ещё несколько фильмов и сериал, которые продемонстрируют, как в совершенно разных жанрах и формах можно побороться за право женщины играть ведущую роль.
«Род мужской» (2020)
Опытный сценарист Гарланд уже зарекомендовал себя, как нетривиальный режиссёр с ярким авторским почерком. Он стремится сделать свою кинореальность фантастической, но в ней находит самые живые, актуальные и болезненные точки из реальности реальной. Так было в дебюте «Из машины» (2014), продолжилось в «Аннигиляции» (2017). «Род мужской» стал своего рода соединением этих двух проектов, которые позволили автору взять новую высоту.
Недавняя вдова Харпер –в исполнении одной из самых смелых актрис современности Джесси Бакли – приезжает в английскую глушь, чтобы отдохнуть и отойти от пережитого шока: она стала свидетельницей самоубийства мужа. Но пребывание в чрезмерно красивой деревушке из пасторали практически сразу превращается в хоррор. Впрочем, без леденящих душу скримеров. Вместо них — психологичный, давящий саундтрек. Жутковато вычурная колористика. И ходячий ужас в виде нескольких обитателей деревни, которых воплотил один и тот же актёр Рори Киннер.
Гарланд словно проникает в голову к женщине и изощрённо экранизирует полный набор её страхов, от которых надо бы давно избавиться. Но пока в мире есть вот такие крепкие, удалённые от города деревушки с 500-летней историей, род мужской будет там процветать, плодиться и размножаться.
«Девушка, подающая надежды» (2020)
«Оскар» за лучший сценарий этому фильму был гарантирован. Дебютантка в режиссуре Эмиральд Феннел (которая, кстати, прославилась ролью в общем-то женщины крепкой, если оценивать поступки её героини из сериала «Корона») написала подлинный феминистский триллер, в котором показала не только необходимость и желание бороться за права женщин, но и маниакальную, разрушительную одержимость местью.
Умная и красивая Кассандра подавала надежды и училась на медицинском. После того, как её подруга покончила с собой, девушка замкнулась и, кажется, ничем в жизни особо больше не интересуется. Ан-нет. По вечерам она умело притворяется пьяной, позволяет мужчинам допустить мысль, что ей можно воспользоваться, а потом вываливает на них всю правду об их свинском поведении.
Преображение Кэри Маллиган из карамельно-ванильной блондинки в femme fatale в самом фатальном смысле этого выражения действительно сродни преображению маньяков. Она так зациклена на гендерной несправедливости, что сама перестала жить. Вместо полутонов и оттенков, она видит лишь чёрное и розовое. И её буквальный взгляд на жизнь женщины в современном мире тычет носом в собственные лужи не столько мужчин, сколько самих женщин. Благодаря всему этому, «Девушка» относится к разряду фильмов, которые невыносимо смотреть, но остановиться невозможно.
«Тельма и Луиза» (1991)
«А что, если бы кто-то так вел себя с твоей матерью, или с твоей сестрой, или с женой?» — спросила героиня Сьюзен Сарандон у водителя грузовика, который в разговоре с ней делал грязные намеки. И, притопнув каблуком, вместе с подругой – героиней Джины Дэвис – провозгласила начало конца XX века веком расцветающего феминизма в кино.
Сэр Ридли Скотт, будучи знатным маскулином и матершинником, в кино всегда предпочитал показывать таких женщин, которые могут постоять за себя и словом, и делом. Но если его легендарная Эллен Рипли из «Чужих» столкнулась с инопланетной тварью, которой можно было навалять и без всяких метафор, то что делать двум домохозяйкам из американского кантрисайда? Встать, рявкнуть на оборзевших мужчин и пуститься во все тяжкие в попытке добраться до Мексики, параллельно отпуская на свободу всё то, что так долго копилось внутри.
Если бы этот фильм вышел в наше время, более гибкая, в том числе за счёт увеличившегося числа женщин, Американская киноакадемия, отдала бы два главных «Оскара» дуэту актрис. А так — лишь награда за сценарий. Но зато какой! Как и в предыдущем фильме, в «Тельме и Луизе» показаны в том числе внутренние монстры, которые подпитываются изнутри нескончаемым женским терпением. И в итоге свобода становится преступлением. В каких бы тёплых тонах она ни была показана.
«Битва полов» (2017)
Режиссёры этого фильма за метафорами в лес не пошли. В центре их внимания реальная игра между 55-летним чемпионом Уимблдона Бобби Риггсом и 29-летней теннисисткой Билли Джин Кинг, которые сцепились именно потому, что патриархально настроенный Риггс открыто высказался о неспособности женщин (всех!) держать ракетку. И, мол, сковородка удобнее, девочки.
Действительно талантливая Кинг решила заносчивого чемпиона уделать на корте. Эмме Стоун и Стиву Каррелу пророчили номинации на «Оскар» не только за умелое преображение, но и за убедительное соучастие в повестке. В 2017 году фильм и правда смотрелся свежо: в нём много и яростно шутят. Наградного чуда не случилось, но правильный осадочек остался. Ведь, по сути, аналогичную картину о борьбе женщин за равные права можно снять, используя практически любой вид спорта. Но теннис в этом ряду выглядит максимально убедительным: в нём уже есть яркие признанные имена после той революции имени Билли Джин, да и снимать эту игру — сплошное эстетическое удовольствие.
«Почему женщины убивают» (2019)
Пожалуй, самое весёлое и юморное кино в нашей подборке. Точнее сериал. Марк Черри ещё до «Девушки» от Эмиральд Феннел предположил, что женщина, глубоко оскорблённая и уязвлённая, способна дойти до крайности. То есть кого-нибудь грохнуть. Причём неважно, какой на дворе год.
Действие первого сезона разворачивается сразу в трёх периодах: 1963, 1984 и 2019. В одном и том же доме проживают семейные пары разных статусов и с разными представлениями о своих браках. Из серии в серию роскошные Джиннифер Гудвин, Люси Лью и Александра Даддарио доходят до ручки, вынашивают страшные планы и... да, реализуют их. Правда с разным качеством успеха.
Посмеяться над проблемой так, чтобы не утопить её в гэгах, — вот что получилось у Марка Черри и его команды. Этот сериал убийственно красив и остёр, как нож прилежных домохозяев. Второй сезон, надо сказать, чуть сменил настроение и взгляд на женские проблемы, но смотрится так же, на одном дыхании. Так что есть, чем занять дождливые выходные.