«Сказать, что я была счастлива, ничего не сказать!»: как попасть на спектакль в Большой и сколько это стоит
Новые правила продажи билетов на «Щелкунчика»
Государственный академический Большой театр (ГАБТ) в Москве вновь оказался в центре внимания из-за ажиотажа вокруг предновогодних показов балета «Щелкунчик». Купить билеты можно начиная со 2 декабря, в 2024 году ввели новые правила продажи. Теперь их можно будет приобрести только на официальном сайте Большого театра — до этого к кассе театра выстраивались огромные очереди, и люди мерзли на морозе, чтобы попасть на балет. Еще в прошлом году бывший генеральный директор ГАБТ Владимир Урин говорил, что спрос на «Щелкунчика» превышает возможности Большого театра — и даже не в десятки и сотни, а в тысячи раз.
Важно отметить, что билеты в Большой театр еще с прошлого года стали именными — их продают по документу, удостоверяющему личность. При входе в театр посетителей попросят предъявить паспорт. Если документов не окажется или данные в них и в билете не совпадут, на балет не пустят.
Также с этого года впервые 1740 билетов в партере, что составляет 12% от общего числа мест, будут продавать на аукционах через электронную торговую площадку «Сбер АСТ». Стартовая цена на комплект из двух билетов на аукционе составит 100 тысяч рублей. Торги будут проходить со 2 по 14 декабря, одновременно с продажей билетов на сайте театра по фиксированной цене.
Количество показов балета не увеличили, а сократили
Ажиотаж вокруг «Щелкунчика» в Большом театре сложился давно. Этот балет стал традиционным новогодним событием для многих москвичей и гостей столицы, что приводит к высокому спросу на билеты. 2 декабря многие с утра мониторят сайт Большого театра: билеты появляются в продаже порциями, цена в бельэтаж доходит до 25 тысяч рублей.
Казалось бы, стоит увеличить количество показов, но в этом году генеральный директор ГАБТ Валерий Гергиев принял обратное решение.
Одна из основных причин — это стремление сохранить эксклюзивность и высокий статус спектакля. Увеличение числа представлений может привести к снижению интереса и общей ценности события. Тем не менее это также может быть связано с желанием управлять спросом и максимизировать доходы от продаж.
Что думают о спектакле критики и зрители
Новые правила вызвали неоднозначную реакцию публики. Некоторые считают, что это попытка сделать показы балета доступнее и бороться с перекупщиками, которые раньше продавали билеты по цене до 500 тысяч рублей. Другие критикуют высокие цены на аукционе и невозможность купить билеты поштучно — эти меры действительно помогут сделать театр более доступным для широкой аудитории? Распределение средств, полученных от аукциона, также остается под вопросом: неясно, пойдут ли они на развитие театра или на другие нужды. В целом, ситуация вокруг «Щелкунчика» иллюстрирует сложные взаимоотношения между искусством, коммерцией и культурными традициями в современном обществе.
Критик Екатерина Кретова отметила, что часто зрителям важна статусность посещения нашумевшего спектакля, чтобы сказать: «Мы побывали на "Щелкунчике"». Также эксперт добавляет: «Есть страта социальная, которая способна покупать билеты и за 100 тысяч, и за 200, и за какие угодно деньги. Именно для этой страты, конечно, невероятно важно, что они побывают на этом спектакле».
Наталья, одна из посетительниц, рассказала, как ей удалось попасть на «Щелкунчика» в декабре 2020 года благодаря ограничениям, связанным с пандемией: «Минкульт тогда ограничил максимальное число зрителей в театрах, кинотеатрах и концертных залах Москвы до 25% аж до 15 января. Я попала в эти 25%!»
Другая зрительница Марина поделилась с «Новым очагом» опытом посещения балета «Лебединое озеро» в Большом театре в конце ноября этого года. Она ходила с подругой — билеты купила на сайте театра. 2 ряд на самый высокий 4-ый ярус в бельэтаже стоил 8 тысяч рублей:
«В принципе, будь это первый ряд бельэтажа, было бы абсолютно смотрибельно, а так мне приходилось "нырять" через головы сидящих впереди соседей. Был соблазн купить билеты получше за 20 тысяч, но потом подумала, что ведь ещё нужно будет потратиться на укладку, такси, буфет. По поводу последнего: цены по московским меркам нормальные. Бокал самого бюджетного шампанского стоит 700 рублей, самого дорогого — 5000 рублей. Тарталетка с красной икрой — 500 рублей».
Она отметила высокое качество исполнения, но при этом указала на отсутствие wow-эффекта по сравнению с постановкой в другом театре: «Все лебединые сцены меня заворожили, как и прыжки главного героя — принца. Артисты в хорошей форме, интересная сценография, полный зал зрителей. Но... wow-эффекта не случилось. В прошлом году мы ходили на "Лебединое озеро" в МАМТ Немировича-Данченко (билеты стоили, насколько помню, по 2500, тоже бельэтаж) и там я украдкой утирала слёзы, так меня растрогала истории. В Большом этого не произошло, не хватило душевности что ли...»
Марина отметила, что в Большой театр сходила бы еще раз, но все же билеты стоит покупать дороже, а пока что для души продолжит ходить в театр по соседству.