Шариков — интеллигент из Казахстана: истинные судьбы актёров «Собачьего сердца»
«Он похож на собаку!» — Шариковым мог стать Караченцов
Чтобы сыграть пса, превратившегося в человека, нужен не только талант — необходимо какое-то внешнее сходство и внутреннее «попадание». Режиссер Владимир Бортко дал ассистентам четкое задание: отыскать актера, похожего на собаку. Растерянные ассистенты кого только не предлагали, дошло дело даже до Николая Караченцова и Алексея Жаркова, но все было «не то».
Наконец, Бортко пригласил на пробы театрального актера из Казахстана — ему понравилось фото Владимира Толоконникова. И первый же пробный дубль покорил режиссера: Толоконников так лихо опрокинул рюмку водки, предварительно произнеся тост «Ну, желаю, чтобы все!», — что немедленно был утвержден.
Шариков — главная роль жизни
Роль Шарикова стала для артиста переломной: его популярность взлетела до небес, его начали приглашать и другие режиссеры, он сыграл множество ролей. А ведь на момент съемок Толоконникову было уже 45 лет, и он давно перестал надеяться на чудо, решив, что до конца жизни так и будет играть Лешего в детских спектаклях театра Алма-Аты.
И только Владимиру Бортко каким-то чутьем удалось уловить удивительную органичность и талант этого актера, которые вместе с той самой специфической внешностью «сделали» настоящего Шарикова. А для Толоконникова эта работа стала и звездным часом, и причиной для огорчений. Дело в том, что он очень уж хорошо вжился в роль Шарикова: его так и окликали на улицах. Актер сильно обижался, хотя понимал: если бы не Шариков, его бы вообще никто не знал.
После «Собачьего сердца» его карьера пошла вверх: он сыграл в полусотне картин, и многие из его работ стали известными. Например, за роль Хоттабыча в одноименной комедии актеру вручили премию MTV. Интересно, что в жизни Владимир Алексеевич был полной противоположностью Шарикова: о нем рассказывали, как об очень интеллигентном человеке, тонком ценителе искусства. Его не стало в 2017 году, в разгар съемок в сериале «СуперБобровы».
Профессор Преображенский — пробовались Броневой, Яковлев и Ульянов
Режиссеру было очень важно найти такого Преображенского, чтобы он с первых минут безошибочно покорял сердца зрителей: интеллигентного, гениального, искреннего. Бортко вдумчиво перебирал образы известных артистов, размышляя, кому доверить роль Филиппа Филипповича.
Пробы прошли такие признанные таланты, как Леонид Броневой, Юрий Яковлев, Михаил Ульянов... И все пробы, по признанию Бортко, получились прекрасными. Но вот в кадре появился Евгений Евстигнеев. И сразу стало ясно: только он! Только у Евстигнеева получилось наделить Филиппа Филипповича еще и невероятной проникновенностью, душевностью.
Евстигнеева эта роль спасла
В то время Евгений Евстигнеев переживал трудные времена: в связи с возрастом его «ушли» на пенсию, и артисту казалось, что он уже никому не нужен. Приглашение Бортко стало для него настоящим спасением, и Евстигнеев, вложив в эту работу всю душу, сыграл одну из лучших своих ролей.
Смешной и страшный Швондер — вместо Карцева мог быть Фарада
Председатель домкома в исполнении Романа Карцева вызывает искренний смех у зрителя. Но, слегка поразмыслив, мы понимаем: это страшный человек. Бог знает, куда может привести его неукротимая энергия и дикий фанатизм. Таких людей трудно остановить на пути к тому, что они считают единственно правильным.
Неумолимого Швондера, дорвавшегося до власти, пробовал сыграть Семен Фарада. Но в лице актера на пробах все равно проступала врожденная доброта и мягкость. А вот у Карцева получилось идеально передать образ вчерашнего изгоя, который старается выжать из своего нового положения максимум и готов идти по головам.
Зачем Шарика пачкали желатином и крахмалом
По сюжету, шерсть уличного пса лохматая и клочковатая. Чтобы добиться нужного эффекта, «артиста» — гладкошерстного милицейского пса по кличке Карай — попробовали «накрахмалить». Надеялись, что эта процедура заставит послушную шерсть торчать. Но стоило Караю немного побегать и поваляться в снегу, как от крахмала не осталось и следа.
Нужно было искать что-то более «долгоиграющее». Гримеры придумали нанести на шерсть размоченный желатин. И эта смесь не подвела: Карай выглядел на экране несчастным бродячим псом, неухоженным и голодным, с клочковатой свалявшейся шерстью. От него прохожие шарахались! Особенно после того, как псу нарисовали красной краской «обваренный» бок.
Герой в кадре
Пес Карай — не простой пес, а героический. К моменту съемок он был «широко известным в узких кругах специалистом»: он помог милиционерам поймать 38 преступников. А во время съемок показал себя настоящим талантом: понимал команды, выполнял все с первого дубля. А его почти человеческое «выражение лица», когда одно ухо торчит, а другое висит!
Роль Шарика стала для Карая звездной. Милицейский пес после «Собачьего сердца» появился на экране еще несколько раз, например, в фильме-сказке «Рок-н-ролл для принцесс».
Почему фильм ругали
Сегодня мы пересматриваем «Собачье сердце» много раз, неизменно получая удовольствие от блестящей игры актеров и мастерской постановки режиссера. И трудно поверить в то, что в 1988 году, сразу после выхода фильма на экраны, он подвергся жесткой критике.
В газетах печатали резкие статьи, зрители выражали свое возмущение в письмах... Рецензенты не стеснялись в выражениях: «За такое надо руки отрубать!», «Такого дерьма на экране мы еще не видели». Конечно, вся съемочная группа очень расстроилась. Больше других переживал Толоконников. Но Бортко произнес пророческие слова: «Подождите, время все расставит на свои места». И оказался прав.