Путешествия с детьми: реальный опыт
Путешествие + учеба = ?
Сам термин «образовательное путешествие» все чаще встречается и в СМИ, и в блогах, и даже в предложениях туристических компаний. Но за этим словосочетанием скрывается очень разное содержание: от учебных экспедиций до познавательных поездок или языковых программ. И хотя мы не раз участвовали в подобных «узкопрофильных» или комплексных выездах, наше понимание образовательного путешествия несколько иное. У нас «в активе» не одна образовательная поездка для школьников и многочисленные часы и километры самостоятельных путешествий, но при этом мы не готовы назвать себя экспертами — есть те, у кого намного больше опыта, кто значительно тщательнее готовится к каждой поездке.
Образовательное путешествие для нас — это, скорее, способ жизни, а не просто перемещение в пространстве. Наша цель — быть максимально открытыми новому, внимательными, не переставать удивляться — и замечать, как это новое дарит нам новый взгляд на мир. В этом смысле любое наше путешествие можно назвать образовательным: оно добавляет знаний, меняет картину мира, а значит, и нас самих. Мы не стремимся «коллекционировать» впечатления, просто из каждого путешествия мы возвращаемся чуть-чуть другими — и делимся опытом в нашем блоге educatravel.ru.
Вместе с детьми
Для детей путешествия становятся еще более ценным опытом: ребенок еще только открывает мир и самого себя, исследует свои возможности. А путешествие предоставляет детям любого возраста море возможностей для развития. Главная задача родителей — поддержать детский интерес и любознательность, помочь заметить новое, «привязать» к уже имеющемуся в опыте.
Возраст юного путешественника не так важен, как необходимость учесть и совместить возможности и потребности каждого ребенка. Скажем, сейчас, пока наша дочь Лиза еще маленькая, мы стараемся оценивать каждый пункт маршрута с ее точки зрения: дозировать переезды и перелеты, обязательно разбавляя их паузами (хотя бы дня в три), оставлять достаточно времени для акклиматизации и адаптации, чередовать в путешествии «туристические недели» (короткие выезды в новые города и страны) с долгим (месяц-два) проживанием в одном месте.
Хотя неудачи все равно случаются: так, стартом нашей азиатской поездки мы выбрали Бангкок — и переоценили возможности Лизы: резкая смена климата и адаптационный стресс закончились ее болезнью. Но на ошибках учатся — так что мы быстренько пересмотрели все наши дальнейшие планы, разгрузив их в наиболее напряженных местах. Со всем остальным путешествием Лиза справилась отлично.
История с географией
На любое путешествие можно взглянуть с точки зрения получения новых знаний. Наверное, это немного напоминает обычные школьные уроки: можем изучить климат и природные особенности нашей географической точки, культуру, историю и этнографию, попрактиковаться в иностранном языке и межкультурной коммуникации.
Например, во время поездки в Азию наше жилье находилось неподалеку от местного зоопарка, и для маленькой Лизы (ей было полтора года) его посещение стало не только интересным, но и полезным занятием. За 2 месяца мы сходили в зоопарк 8 раз! Мы выучили названия зверей, покормили почти всех животных, наблюдали первые дни после рождения и первые недели жизни маленького бегемотика и его общение с родителями, тщательно рассмотрели кучу детенышей (в каждого потом поиграли дома), покатались на слоне и даже поближе познакомились с двумя пандами.
А пару месяцев спустя первую в своей жизни развернутую историю Лиза рассказала о том, как к ней на день рождения пришли жираф, слон, бегемот и крокодил, и все вместе они танцевали и ели мороженое!
Конечно, для малыша даже такой прекрасный зоопарк вполне можно заменить знакомством с обитателями деревенского двора: коровой, козочками и цыплятами. Главное — найти время для неспешного, обстоятельного контакта ребенка с новым и интересным для него.
Разумеется, стоит заранее оценить «образовательный потенциал» места, куда вы направляетесь. Так, например, история европейской культуры нагляднее всего представлена в Италии — сюда и стоит отправляться, если ребенок этим интересуется. Знакомиться с античностью удобно даже не в Греции — что, казалось бы, самое логичное, а во время путешествия по Малой Азии — вдоль Эгейского побережья нынешней Турции. Все рядом: и Эфес, и не менее впечатляющий Пергам с его Асклепионом и Акрополем, а еще Милет, Дидима и множество других. Кстати, и финансово такая поездка вполне доступна: по Турции очень удобно передвигаться рейсовыми автобусами.
Другой пример — Варшава: именно здесь можно многое узнать (и рассказать детям) о Второй мировой войне, посетить краковский Казимеж — чтобы познакомиться с историей еврейского народа.
Впрочем, нужно быть готовыми, что в любом месте внимание вашего ребенка или ваш исследовательский интерес могут повернуться в самую неожиданную сторону, — и идти вслед за ними кажется нам очень важным.
План или порыв?
Самыми впечатляющими и запоминающимися (и одновременно самыми сложными) для нас в путешествиях становятся моменты, когда мы вдруг отходим от первоначального плана, когда к знакомым нам по путеводителям и описаниям явлениям вдруг добавляются неожиданные детали. И именно про такие моменты мы потом еще долго вспоминаем все вместе, приговаривая: «Как же нам повезло!»
Так, например, в последнем нашем пятимесячном путешествии по Юго-Восточной Азии (Таиланд — Лаос — Малайзия) таким событием стало знакомство со студенческой жизнью Чиангмайского университета. Сначала мы регулярно наблюдали за повседневными привычками молодых людей (мы жили в университетском квартале): за их вечерними занятиями, учебными и спортивными, командными играми на берегу университетского пруда, за репетициями какого-то масштабного действа, потом видели праздник.
Для нашей старшей дочери Сони таким ярким событием стало участие в празднике местной школы. Так получилось, что ей довелось даже открывать этот праздник со сцены! Накануне она целый день провела с одним из классов. Ей очень хотелось посмотреть, как устроена «изнутри» тайская школа, и учительница английского языка, с которой мы познакомились, сначала пригласила Соню поприсутствовать на школьных уроках, а потом предложила участвовать в празднике. А когда Соня восхитилась тайским танцем и рассказала, что очень любит танцевать, учительница познакомила ее с преподавательницей танцев — и та организовала несколько индивидуальных занятий для нашей ошалевшей от счастья девочки. Просто так, абсолютно бесплатно!
Как это можно заранее запланировать? Никак. Но можно настраиваться, быть внимательными, замечать детали, пробовать новое. А еще удивляться, радоваться и благодарить судьбу и тех, чьими руками она сделала нам тот или иной подарок.
Дети и родители
Нам — как родителям и как педагогам — всегда интересны дети и их взаимоотношения с близкими. Так, за полчаса короткого перерыва в наших бесконечных прогулках по Стамбулу мы очень многое поняли про принятые здесь принципы воспитания. А все благодаря молодому папе, оживленно болтающему с компанией своих друзей, но при этом ни на секунду не упускающего из внимания своего маленького, только начавшего ходить сына. Он просто перемещался строго вслед за ребенком, чуть присев и расставив ладони — готовый подхватить, но только если это будет нужно. Такое бережное и ненавязчивое присутствие и сопровождение...
Множество подобных наблюдений и размышлений мы привезли и из Юго-Восточной Азии. Вот тайский папа на берегу моря со своими четверыми сыновьями-погодками от трех до семи лет: дети шумно возятся в песке и барахтаются в воде, и все это время папа сидит рядом, неизменно позитивен и спокоен, при этом очень внимателен.
Конечно же, мы не могли не попытаться заглянуть в ближайшие школы — и оказалось, что это совсем не сложно сделать: и нам, и старшей дочери были очень рады. Вот учитель на уроке математики в средней школе: увлеченно и ярко рассказывает новую тему, спокойно относится к тому, что не все ученики могут похвастаться прилежанием. К доске выходит мальчик — и учитель всячески поддерживает его активность, побуждая всех остальных по очереди помогать и подсказывать ему. А уж двухмесячное соседство с детским садом в Чиангмае было для нас неисчерпаемым источником не только наблюдений за системой дошкольного образования в Таиланде, но и знакомства с нормами тайского «общежития», представления о личном пространстве.
ГОТОВЬТЕСЬ ВМЕСТЕ
БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ
СОБЛЮДАЙТЕ РИТМ
Помогайте ребенку «переваривать» впечатления
Новые встречи
Знакомства с новыми людьми — один из самых мощных образовательных ресурсов в путешествии. Да, сегодня благодаря мобильным средствам связи и социальным сетям мир стал тесен в самом буквальном смысле. Но именно живое общение остается важнейшим источником представлений о мире. Мы часто встречаемся с другими путешественниками из разных стран, с ними легко и интересно общаться, обмениваться опытом.
Так, в Лаосе нас поразила Анна из Швейцарии: она уже год путешествует по Азии на машине со своими тремя дочерьми (12, 9 и 7 лет). Конечно, мы много говорили о детях, о сложностях и радостях домашнего образования -ведь в этом году мы впервые попробовали обучать нашу четвероклассницу самостоятельно, заключив со школой договор о семейном обучении. А Соня бойко пыталась общаться с франкоговорящими дочерьми Анны и очень воодушевилась тем, что ее английский оказался лучше!
Но больше всего мы ценим знакомство с местными жителями. Например, в Грузии мы познакомились с таксистом Малхазом — и продолжением знакомства стала поездка по его родной Кахетии, в которой он научил нас есть арбуз с лавашом, устроил встречу с Пиросмани в музее Сигнаги. А еще бесконечные разговоры — о прошлом, о настоящем, о том, как грузины ждут, что русские будут приезжать к ним снова, о наших семьях, о повседневной жизни. Это была не единственная наша встреча в гостеприимной Грузии, но, вспоминая то путешествие, мы неизменно вспоминаем Малхаза.
Прошлую осень мы провели в Крыму — устроили себе паузу длиной в год, воспользовавшись папиным желанием сменить место работы и маминым декретом, хотели спокойно подумать о планах, побыть с детьми, сменить ритм жизни и климат. И Крым подарил нам знакомство с Марселем! Мы искали жилье в какой-нибудь деревне Горного Крыма, оказались у него в гостях, влюбились — в место, в дом, в него самого — и остались надолго.
Очень интересными часто оказываются встречи с теми, кто уехал из России надолго или навсегда и уже успел ассимилироваться в новой среде. Таких «проводников» мы стараемся искать заранее, но бывают и неожиданности.
Случайной встрече с семьей работающего в Чиангмае астрофизика из Одессы Давида мы обязаны несколькими интереснейшими разговорами о науке и образовании в Таиланде, а еще возможностью показать Соне настоящие телескопы в университетской обсерватории на вершине священной горы Дои Сутеп. А главным событием нашего свадебного путешествия по Израилю стал день прогулок по Тель- Авиву в компании Катиной одноклассницы Ани, много лет назад уехавшей туда.
Открывать мир легко!
Чтобы совершить образовательное путешествие, совсем не обязательно уезжать на другой край мира. Даже обычная прогулка по своему городу может превратиться в незабываемое приключение — стоит только захотеть.
Так, во время поездки по Лаосу мы встретили мальчика. Он беседовал с иностранцами на храмовой горе Пху Си — это популярное у туристов место. Мальчик держал в руке листочек-шпаргалку, здоровался и задавал простые вопросы: откуда вы, где еще вы были в Лаосе, что вам понравилось? Он внимательно слушал, что-то записывал, благодарил по-английски и по-лаосски, а потом выбирал следующего собеседника. С одной стороны, эта незатейливая языковая практика, первые шаги в межкультурной коммуникации, с другой — для жителя маленького городка в беднейшем Лаосе такие беседы — это отличный способ расширять свои представления о мире и о себе. Вот такое маленькое образовательное путешествие придумал какой-то местный учитель для своих любознательных учеников!