Птичье молоко и Алёнка: 10 самых известных советских брендов и что с ними стало

Самые яркие бренды советского времени, о которых многие до сих пор вспоминают с ностальгией.
Птичье молоко и Алёнка: 10 самых известных советских брендов и что с ними стало
Legion-Media
Во времена Советского Союза эти марки были гарантией отличного качества, о них знал каждый советский гражданин. Некоторые из советских брендов существуют до сих пор и по-прежнему популярны, о других можно лишь вспоминать, сетуя на то, что так больше не делают.
Содержание статьи

Шоколад «Алёнка»

«Грильяж», «Мишка косолапый», «Мишка на Севере», «Столичные», «Кара-Кум» и другие конфеты всегда были горячо любимы в Советском Союзе, но самым известным был молочный шоколад «Алёнка».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале 1960-х правительством была принята продовольственная программа, где важное место отводилось доступному по цене молочному шоколаду. Так на фабрике «Красный Октябрь» в 1964 году был создан рецепт всем известной «Алёнки» с кремовым шоколадным вкусом.

Шоколад «Алёнка»

Обертка с девочкой в платке появилась не сразу. Сначала на шоколадке хотели разместить «Аленушку» с картины Виктора Васнецова, но образ показался слишком грустным и никак не соответствовал представлениям о счастливом советском детстве. Фабрика объявила всесоюзный конкурс фотографии, и победителем стал фотожурналист Александр Геринас, который прислал снимок своей восьмимесячной дочери Елены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Копия снимка маленькой Лены Геринас появилась на шоколадке в 1966 году. Художник Маслов перенес портрет на обертку, но при этом изменил цвет глаз, сделав их голубыми и немного вытянул овал лица. Долгое время в Советском Союзе разные фабрики выпускали около 50 видов шоколада, пока фабрика «Красный октябрь» не оформила патент на этот продукт.

Сейчас «Алёнке», Елене Геринас, 60 лет. Она живет в Подмосковье и работает фармацевтом. А легендарный шоколад очень популярен среди иностранных туристов, которые покупают его в качестве сувенира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фотоаппарат «Зенит»

Зеркальный малоформатный фотоаппарат «Зенит», выпускался в середине 50-х на Красногорском механическом заводе. Бренд был известен не только в Союзе, фотоаппарат был настолько удачен, что его экспортировали во многие страны, включая Германию, Италию, Францию и Англию. «Зенит» стал одной из самых массовых зеркальных камер в мире. На заводе выпустили больше 3 миллионов камер, и еще около 8 миллионов произвели по лицензии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фотоаппарат «Зенит»

В восьмидесятых начался период застоя, фотоаппараты морально устарели и уже проигрывали импортной технике, продажи постепенно стали падать. Позднее Красногорский завод пытался возобновить выпуск фотоаппарата с различными доработками, но в 2005 году его окончательно сняли с производства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Духи «Красная Москва»

Легендарный аромат выпускала фабрика «Новая заря», но его история началась ещё до революции. Тогда производство духов под названием «Любимый букет императрицы» принадлежало товариществу Броккар и К. Считается, что аромат был создан для императрицы Марии Федоровны парфюмером Августом Мишелем к 300-летию дома Романовых.

Духи «Красная Москва»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Позднее, в1924 году, уже работая на национализированной фабрике «Новая Заря», парфюмер воссоздал композицию и выпустил в свет очень приближенную версию нового аромата под названием «Красная Москва». Химически композиция духов изменилась, потому что всех ингредиентов, с которыми работала фабрика Брокар, в Советском Союзе просто не было. Однако основной характер сохранился.

В 1958 году духи «Красная Москва» были отмечены призом на Всемирной выставке в Брюсселе.

Духи были очень популярны у поколения 1970-х, потом они морально устарели и постепенно вышли из моды. Женщинам хотелось новых ароматов, а тяжелые цветочно-восточные ноты «Красной Москвы» стали ассоциироваться с бабушками.

«Красная Москва» до сих пор выпускается парфюмерным концерном «Новая Заря», представители которого бережно хранят секрет полного купажа легендарного аромата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сгущённое молоко

Всеми любимая сгущёнка — не совсем советское изобретение. Её придумали в конце XVIII века французские кондитеры, а позднее технологию запатентовали в США и открыли технологию массового производства.

В Россию сгущёнка попала в середине 19 века, тогда её привозили из Швейцарии, и врачи рекомендовали сгущенное молоко в качестве замены грудному.

Сгущённое молоко
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Массовое производство сгущёнки наладили только в советское время. Первые заводы запустили в 1932 году под руководством наркома снабжения Анастаса Микояна. Молоко стали выпускать в жестяных консервных банках, а через несколько лет появились те самые бело-голубые этикетки. Современный классический рецепт основан на процессе выпаривания молока с добавлением к нему сахара. В 1979 г. в СССР был разработан и утвержден Государственный стандарт – ГОСТ, на основе которого сгущенное молоко варят и сейчас.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часы «Победа»

Часы появились в 1946 году, к годовщине победы в Великой Отечественной. Механизм с 15 рубинами позволял держать завод часов двое суток. Считается, что к утверждению самого названия, а также дизайна и некоторых технических характеристик приложил руку Иосиф Сталин. Первые экземпляры часов были изготовлены на Пензенском заводе, а позднее часы стали самыми массовыми в истории СССР, их выпускали десять заводов по всей стране.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Часы «Победа»

Долгое время «Победа» пользовалась невероятным спросом во всём мире. Часы носили министры, военные, артисты и деятели культуры. Модель ценилась не только в Советском союзе, но и за границей , и иностранные гости покупали «Победу» в качестве сувенира. Выпуск часов «Победа», как и многих советских брендов, прекратился в середине 90-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автомобиль «Москвич»

История автозавода имени Ленинского Комсомола (АЗЛК) началась в ноябре 1930 года, когда завод приступил к сборке легковых и грузовых машин «Ford».

В мае 1945-го было принято Постановление о развёртывании строительства автозавода по выпуску автомобилей «Москвич», а еще через два года начался серийный выпуск легковых малолитражек по образцу Opel Kadett . Через несколько лет «Москвичи» стали делать на экспорт, но из всех моделей самой любимой стал «Москвич-408».

Автомобиль «Москвич»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До середины 70-х около 65% всех выпускаемых машин уходило на экспорт. На нем ездили в Скандинавии, Англии, Франции, Германии и Финляндии.

В1958 году автомобиль марки «Москвич» был отмечен золотой медалью на Всемирной автомобильной выставке в Бельгии.

В начале 1990-х годов АЗЛК всё ещё оставался одним из крупнейших автомобилестроительных предприятий, но через десять лет производство резко снизилось. В 2001 году завод, выпустив последние автомобили, окончательно встал и в 2006 году был объявлен банкротом.


Торт «Птичье молоко»

Любимый десерт советских граждан появился в 1978 году. Его авторами стали кондитеры известного ресторана «Прага» на Арбате — шеф-повар Владимир Гуральник и помощники Николай Панфилов и Маргарита Голова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
За время работы в ресторане, Гуральник придумал не только «Птичье молоко», но и «Прагу», и торт «Вацлавский».

Идея создать десерт на основе нежного суфле в шоколаде возникла после появления конфет фабрики «Рот-Фронт» с аналогичным названием.

Торт «Птичье молоко»

Кондитерский цех ресторана работал над рецептом почти полгода. В начинке использовались водоросли агар-агар, которые специально привозили с Дальнего Востока. Торт с «птичкой» полюбили настолько, что со временем ресторан, увеличивший производство до 600 тортов в день, перестал справляться с наплывом покупателей, и рецепт передали на советские предприятия. Так «Птичье молоко» стали готовить по единому стандарту по всей стране.

Птичье молоко или Прага?
Прага вкуснее
Птичье молоко – любимое

Какао «Золотой ярлык»

Какао «Золотой ярлык»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бренд «Золотой ярлык» был создан еще до Революции, тогда фабрика «Эйнем» выпускала десертный шоколад с тем же названием. А какао-порошок появился в 1920-х годах, его продавали в коробках и банках темно-фиолетового цвета с орнаментальным золотым ободком. Более позднюю и знакомую всем упаковку создал художник Михаил, который работал на фабрике «Красный Октябрь» в 1961-1967 годах. Ему также принадлежит авторство этикеток «Вишни в шоколаде», «Красной шапочки» и др. Сегодня бренду «Золотой ярлык» уже 112 лет. Сейчас на фабрике «Красный Октябрь» выпускается около 1200 тонн какао-порошка в год.

Сырок «Дружба»

Сырок «Дружба»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Советские граждане ели «Дружбу» на завтрак, намазывая на хлеб, а экономные хозяйки варили из сырков супчик. Московский завод плавленых сыров был основан в середине 30-х, но сырок «Дружба» появился намного позднее, в 1960 году. В честь сырка в 2005 году возле здания завода «Карат» был установлен памятник. Сейчас торговая марка «Дружба» является общероссийской, то есть сырок с таким названием и практически одинаковой оберткой выпускают разные производители.