Обанкротился и вернулся: история советского автомобиля «Москвич»
Какая машина стала прототипом «Москвича»
В сентябре 1927 года Совет народных комиссаров РСФСР принял постановление о строительстве автозавода на территории Москвы, а в мае 1929 года было подписано соглашение с компанией FORD о совместном строительстве предприятия по сборке авто. Огромные цеха открылись рядом с Московской окружной железной дорогой, в районе Остаповского шоссе (сейчас это Волгоградский проспект). Так началась история «Москвича». В 30-х годах здесь собирали Ford Model A и Ford Model AA из американских комплектующих в рамках договора с американским предприятием. На тот момент автопроизводство СССР ещё только развивалось, а советские инженеры и рабочие нарабатывали опыт.
Как выпустили первый «Москвич-400»
После Великой Отечественной, в августе 1945 года, Иосиф Сталин распорядился наладить производство автомобиля, похожего на немецкий Opel Kadett K38, который выпускался в Германии в 1937-1940 годах. Документы и оборудование для сборки «кадетов» были вывезены из Германии после Великой Отечественной, кроме этого, в Москву доставили крупную партию трофейных машин. Собирали новый автомобиль на немецкой линии Russelhime, которая также досталась СССР в качестве трофея. Советская копия «опеля» — это и есть легендарный первый «Москвич-400».
Несмотря на сильное сходство с оригинальной маркой Opel Kadett K38, советский «Москвич» был переработан, конструкция машины подверглась серьёзным изменениям, да и документация тоже изменилась. Назвали новую машину в честь 800-летия Москвы.
Сборка и выпуск «Москвича-400» начались в 1946 году. Это был пятиместный переднемоторный заднеприводный седан с двигателем мощностью в 23 лошадиные силы и водяным насосом. У первого «Москвича» был кузов из цельного металла, гидравлические тормоза, независимая подвеска и «дворники», а вот поворотника у него не было... Передняя подвеска автомобиля могла выдержать езду по плохим дорогам, а на асфальте «Москвич-400» мог разогнаться до скорости 90 километров в час.
Почему «Москвич-400» называли «слоном»
Чтобы понять, почему небольшой седан получил такое необычное название, вам нужно просто посмотреть на фотографии «Москвича-400». В Советском Союзе этот автомобиль называли «слоном» из-за высокой решетки радиатора, которая напоминала своей формой хобот, а также — слишком близко расположенными «глазами» — фарами.
В каких фильмах снимался «Москвич-400»
Увидеть этот автомобиль можно в фильме режиссёра Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Вначале «Москвич-400» появляется, когда Катерина с подругами едет на машине на дачу, чтобы познакомиться с родителями жениха. Этот же автомобиль можно увидеть в эпизоде, когда героиню забирают из роддома с дочерью. Позже, во второй части фильма, мы видим «Москвич-400» в сцене, где муж Катиной подруги копается под капотом машины со словами: «На нём еще мои внуки ездить будут». Посмотрите на канале ТЕИ фрагмент из фильма, где несколько раз можно увидеть «Москвич-400».
Лучшие годы «Москвича»
Считается, что во второй половине 50-х и 60-е годы МЗМА процветал дела на заводе шли очень хорошо, на предприятии выпускались новые модели, «Москвич» осваивал экспортные рынки и международные гоночные трассы. В столице вышел новый «Москвич-402», модель 403, также очень популярный — «Москвич-407».
«Москвич-407»
«Москвич-407» считается самым стильным советским седаном в СССР в 50-х и 60-х годах. Выглядел он, действительно, очень симпатично. Дизайнеры не пожалели хрома, в салоне были часы, отопитель и радиоприемник. У машины был очень удобный багажник и мощный для того времени двигатель. Кстати, именно «Москвич-407» стал первой самостоятельной разработкой советских инженеров, впервые, при создании этого автомобиля не были использованы детали и технические решения зарубежных автомобилей.
Если вы смотрели советский фильм «Зелёный огонёк» режиссёра Виллена Азарова, то вы видели эту модель «Москвича». Забавно, но в этом фильме машина была несколько «очеловечена», её в картине озвучивал Зиновий Гердт. По свидетельствам очевидцев, эта модель «Москвича» могла разгоняться до 115 километров в час. Оценили «Москвич-407» и за границей, на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе эта модель получила золотую медаль.
Миллионный автомобиль
В 1967 году с конвейера сошёл миллионный автомобиль марки «Москвич», и это был «Москвич-408». Вскоре началась реконструкция МЗМА, во время которой на заводе появились новые конвейеры, работающие по технологии, лицензированной фирмой «Renault». «Москвич-408» автолюбители тоже оценили. И было за что. Двери у новой модели стали изящнее, а салон — удобнее, просторнее и теплее, появились новые системы отопления и звукоизоляции, доработана была и система безопасности автомобиля.
Если вы хотите увидеть, как выглядел «Москвич-408», посмотрите комедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Помните эпизод в финале фильма, когда из машины на высоте падает герой Юрия Никулина? Ну так вот, это как раз был «Москвич-408». Вот этот эпизод из фильма на канале History in Episodes.
Где ещё снимался автомобиль «Москвич»
Разные модели «Москвича» вы можете увидеть во многих советских фильмах. «Москвич-2141» — в фильме «Забытая мелодия для флейты», «Москвич-400» — в «Гараже» и «Большой семье». «Москвич-400-420А» в картине «Кубанские казаки», а «Москвич-402» — в лентах «Девушка без адреса» и «к Чёрному морю».
«Москвич» на экспорт
Третье поколение «Москвичей» («Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140») активно выпускалось за рубежом. Автомобили собирали из советских машинокомплектов в Болгарии (завод «Балкан») и Бельгии («Scaldia — Volga» в Брюсселе). В некоторые годы на экспорт уходило больше половины советского выпуска «москвичей.
Почему АО «Москвич» закрылся
Всё началось после перестройки. В начале 90-х производство на московском заводе начало сокращаться из-за снижения госфинансирования. Кроме этого, отечественные автомобили не выдерживали конкуренцию против иномарок. Все попытки спасти положение ни к чему не привели. Поэтому осенью 2001 года сборка автомобилей на заводе была прекращена, на предприятии запустили процедуру банкротства, а в сентябре 2010 года ОАО «Москвич» было ликвидировано по итогам процедуры банкротства.
Новая жизнь «Москвича»
Однако в 2022 году мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что московский автозавод Renault перешел в собственность города, а также о том, что вскоре здесь вновь начнут собирать легковые автомобили под брендом «Москвич». А 23 ноября 2022 года на заводе вновь началась сборка автомобилей.