Многоликий Вуди Аллен: самые интересные воплощения
«Вечно молодой»
Тимоти Шаламе
В теперь уже предпоследней своей работе, «Дождливый день в Нью-Йорке» (2019), Вуди Аллен показывает зрителям идеальную версию себя. Ту, где он, невероятно хорош собой, что лишь дополняет красоту его души, интеллекта и культурной образованности. Его даже зовут по-книжному, Гэтсби. «Красивый мальчик» Голливуда Тимоти Шаламе живописно страдает от неоправдавшихся ожиданий, показывает зрителям последние уголки старого доброго Нью-Йорка, а вместо психотерапевта – ещё одного обязательного элемента алленовских фильмов – говорит с мамой.
Назвать этот уикэнд в родном городе режиссёра и героя провальным ни у одного зрителя язык не повернётся. Он полон картинной романтики, пронизан лёгкими джазовыми мотивами, не говоря уже о том, что Гэтсби явно не испытывает никаких финансовых затруднений, что ещё больше располагает к демонстративному страданию и спонтанным приключениям. Разумеется, как во всех фильмах Аллена, это не единственная сюжетная линия.
С помощью героини Эль Фаннинг режиссёр в ироничном, даже язвительном ключе, покажет изнанку богемной жизни и снова посмеётся над теми, кто поклоняется режиссёрам как богам. Но лично он всей этой гламурной суете предпочитает прогулку в Центральном парке, где время словно застыло. Гэтсби мимоходом обмолвится: он хотел бы, чтобы ничего вокруг не менялось. И вроде можно отмахнуться: юношеский максимализм. Но нет же, это сам Вуди вздохнул о том, что его жизнь, к сожалению, не кино, где после финальных титров можно включить фильм по второму кругу и заново пережить любимую пору.
«Успешный романтик»
Джесси Айзенберг
Картина «Светская жизнь» 2016 года – полноценная машина времени. Вуди Аллен не раз признавался, что современный мир ему не слишком симпатичен. Так что не удивительно, как ловко он перепрыгивает в золотые 30-е. Удивительно, что его городом-героем в этот раз становится Голливуд. Впрочем, лишь для того, чтобы подчеркнуть контраст: истинный нью-йоркский парень даже ради любви не предаст свои эстетические идеалы.
Бобби Дорфман в исполнении Джесси Айзенберга – молодой идеалист, который бежит в Голливуд не за славой. Он скорее бежит туда от унылой рутины, на которую его обрекает семья. Он не умеет делать ничего, разве что грамотно связывать свои поэтичные мысли в предложения. И, о чудо, именно это умение и навыки общения в высшем свете помогают Бобби сделать успешную карьеру. Этот персонаж максимально реалистичен, если такие у Аллена вообще бывают, и максимально приближен к автору, который в 25 был уже подлинной звездой среди сценаристов и знал цену деньгам. Для кого-то «Светская жизнь» – это фильм о первой любви.
Джесси Айзенберг и Кристен Стюарт составляют на экране удивительную, складную пару, которая способна вместе пойти против всего мира. Но важная и болезненная мысль, которую через Бобби режиссёр доносит до зрителей, что первая любовь не обязана быть единственной. Это грустный приговор: повзрослеть придётся. Но вместе с этим придётся и понять: ты можешь преуспеть в работе и быть счастливым семьянином, но мысленно всегда будешь возвращаться туда, где на залитом солнцем пляже целовался с девушкой своей мечты.
«Женщина на грани нервного срыва»
Кейт Уинслетт и Кейт Бланшетт
Хорошо быть режиссёром и сценаристом. Можно без всякого социального осуждения примерить на себя женское платье и что-нибудь понять про себя. Кейт Уинслетт после съёмок в «Колесе чудес» (2017) говорила: «Вуди сам в некотором смысле женщина. Я имею в виду, что он очень в ладу с этой своей стороной». И ей ли не верить: ведь не ловкий, псевдотворческий Микки в исполнении Джастина Тимберлейка, а именно её Джинни – очередная инкарнация Вуди Аллена в кино.
Режиссёр никогда не скрывал: он по жизни персонаж довольно невротичный. А что, если эти неврозы помножить на творческую и душевную нереализованность, которая вполне могла бы случиться и с ним, поместить это взрывоопасную смесь в материальную неблагоустроенность и окружить такими любимыми 1950-ми? Получится Джинни. В отличие от Аллена, человека с голосом довольно тихим от природы, Джинни может прокричаться, что, собственно, она и делает на протяжение полутора часов. Через неё Вуди проживает несколько кризисов разом – ведь женщине как будто бы простительнее их иметь – а после оставляет её в полном опустошении и запускает титры. Ведь такие люди не приспособлены к реальной жизни, а Вуди Аллен, как ни крути, хочет жить.
Любопытно, что «Колесо чудес» – не первая вольная трактовка пьесы «Трамвай "Желание" Теннеси Уильямса в исполнении этого режиссёра. В 2013 году он же снял фильм "Жасмин", за роль в котором Кейт Бланшетт получила "Оскар". Как будто в женском теле Аллену проще выйти из зоны комфорта, попробовать на вкус "простую" жизнь и понять, что именно может свести его с ума, да так, чтобы никто его не поймал за этим занятием. И правда, ну кому придёт в голову, что две ведущих актрисы современного мирового кинематографа играя условную Бланш Дюбуа, согласятся играть этого занудного очкарика? Однако, Вуди, извини, мы догадались.
«Познакомьтесь, это я»
Ларри Дэвид
Перескочив через уже культовые в рамках современной фильмографии Вуди Аллена «Магию лунного света» и «Полночь в Париже», стоит посмотреть картину с бытовым названием «Будь что будет» (2009). В ней с помощью актёра Ларри Дэвида режиссёр исполнил свою мечту стать высоким (165 см против 180) и публично, в который раз, продемонстрировал худшие черты своего характера. Отберите у скептика имя, славу и опять же деньги, и получите Бориса, главного героя этого фильма.
Он кичится своей образованностью, холит свою язвительность, обожает критиковать вместо того, чтобы создавать, ну а его внешний вид – плевок всему стильному Нью-Йорку. Ладно гламур, даже выдержанный шик Вуди Аллен всегда презирал и высмеивал, занашивая свои серые и коричневые свитеры (если что, минимум Ralph Lauren) до одного сплошного катышка.
Но подлинной кульминацией жизни для Бориса становится встреча с весьма юной необразованной провинциалкой в исполнении Эван Рейчел Вуд. Вот оно – непаханное поле для просветительской деятельности! Бориса не интересует доступная красота девушки, он видит в ней Элизу Дулиттл, а себя мнит профессором Хиггинсом, но самонадеянно полагает избежать финала, прописанного ещё Бернардом Шоу.
Аллен вкладывает в Бориса свою манеру речи, чуть унижающую собеседника, но в разы усиливает её. Проще говоря, Борис выходит премерзким типом, записным городским мизантропом и одновременно исповедью режиссёра перед зрителями. «Простите, что я такой», – кокетливо поправляет свои знаменитые очки Вуди Аллен. Потому что знает: что бы ни случилось, мы всё равно все как один пойдём на его новый фильм. Который в очередной раз расскажет нам одну и ту же, но такую любимую историю о нём самом.
О чём фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина»
Немолодой смешной киноман и несостоявшийся писатель – сопровождает свою супругу Сью (Джина Гершон), которая занимается пиаром молодого кинорежиссёра Филиппа (Луи Гаррель) на кинофестиваль в Сан-Себастьяне в Испании. Морт обеспокоен её увлечением, поскольку восхищение жены своим протеже, кажется, выходит за рамки профессионального. Морт надеется, что смена обстановки даст ему передышку в борьбе с творческим кризисом и поможет сдвинуться с мёртвой точки в написании первого романа. Но в итоге роман жены разворачивается у него на глазах, как и его собственное неожиданное увлечение очаровательной и несчастной в браке Рохас (Елена Анайя).