Мандарины, Снегурочка и стихи на табуретке: откуда взялся наш любимый Новый год
«Молодые» традиции
На самом деле, конечно, все эти традиции – относительно свежие. И настолько свежие и не устоявшиеся, что их бодро теснят западные обычаи, взятые из американских рождественских фильмов. Так что многие теперь думают, что Дед Мороз ходит в коротком красном полушубке и ездит на оленях, а в магазинах с начала зимы можно купить рождественские венки (в СССР-то венки бывали только похоронные!) Но откуда они пошли?
В лесу родилась ёлочка...
Символом Нового года сейчас считается нарядная ёлка. Однако чуть больше ста лет почти никому бы и в голову не пришло назвать это дерево «новогодним». Ёлку ставили на Рождество Христово. С Рождества начинались праздники, которые заканчивались встречей Нового года, но по-настоящему пышно праздновали только Рождество. Ёлку же выкидывали сразу после празднования – новогоднюю ночь встречали уже без неё.
Исключением были атеисты, которых хватало в России и до революции. Часть из них не праздновала вообще ничего, как-либо связанное с православным календарём, а часть ради детей придумала праздновать именно Новый год – чтобы и у атеистических ребят была наряженная ёлочка с подарками.
После революции ёлка, рождественская или новогодняя, надолго попала в опалу как глупость и мещанство. Тех, кто наряжал её на праздник, высмеивали и клеймили. Лишь в тридцатых годах, когда нравы стали намного консервативнее, ёлочка вернулась на праздники. Но, конечно, ни в коем случае не на Рождество! Вот так все и привыкли, что ёлка равно Новый Год, и никак иначе.
Этот обычай, изначально немецкий, не слишком быстро приживался на российской почве, несмотря на то, что немецкая диаспора сформировалась уже при царе Алексее Тишайшем. Поворотным моментом стала женитьба Николая I на прусской принцессе, которая в браке стала императрицей Александрой Фёдоровной.
Чтобы угодить жене, тосковавшей по тёплому домашнему празднику, Николай начал на Рождество наряжать ёлку. А уж императорской семье стали активно подражать дворяне. За ними постепенно подтянулись мещане и купцы. У крестьян же рождественская ёлка была не в заводе. Зимой крестьянские дети хороводов у деревьев не водили – у них были другие праздничные забавы.
Интересно, что последнее время по интернету гуляет миф, что нарядная ёлка осталась нам в наследство от языческих человеческих жертвоприношений – уж как хотите, славянских или немецких. Якобы на ёлку вешали кишечник жертвы. Однако следов такого обычая фольклористы в славянских сказках не находят. В германских и скандинавских землях действительно были священные деревья и рощи, связанные с человеческими жертвоприношениями...
Изначально, кстати, ель была не центром рождественской композиции, а фоном. Она изображала райское древо познания, откуда пошёл человеческий грех, и стояла позади рождественского вертепа – кукол, представляющих деву Марию, святого Иосифа и новорождённого Иисуса. Ведь Иисус знаменовал искупление грехов человечества. Стройно и логично!
Звезда, шары, гирлянды и фигурки
Многие верующие в девяностых начали вслух клеймить установку звезды на верхушку рождественской ёлки: мол, сатанинский коммунистический символ. Однако легко догадаться, что изначально звезда на ёлочке была способом закрепить над вертепом Вифлеемскую звезду. В СССР просто переосмыслили символику Рождества. В любом случае, альтернатива звезде всегда была – позолоченный шпиль. Красиво и никакой символики.
Легко угадать, во что превратился вертеп под ёлочкой. Дева Мария превратилась в вечную девушку Снегурочку, а бородатый старец Иосиф – в Деда Мороза. Младенец Иисус исчез вовсе или был представлен «Мальчишкой Новым Годом» (этого персонажа и на открытках в СССР изображали). Тут можно договориться до того, что волы и ослы стали фигурками на самой ёлке, но эти фигурки вешали ещё до революции, когда ёлки стали украшать обильно и ярко.
Изначально же из украшений на ёлке, чтобы всем было ясно, что за древо она представляет, висели только яблочки. Когда ёлку выкидывали, грозный их смысл исчезал, и дети с удовольствием их сгрызали. Когда Рождество стало уже плотно ассоциироваться с тем, что повешенное на ёлке становится лакомством для малышей, там стали вешать уже и орехи, и пряники, и конфеты.
Как правило, игрушки откликались на последнюю моду. В шестидесятых, например, в СССР делали стеклянных космонавтов и ракеты – дети обнаруживали их на ёлке с восторгом. Одной из самых долгоиграющих ёлочных игрушек стал фонарик. Вероятно, он напоминал о настоящих фонариках со свечками внутри, которые аккуратно вешали на ёлку те, кто боялся ставить открытые свечи. То и другое до распространения электричества заменяло электрическую гирлянду.
Зато с появлением гирлянды из лампочек, в советское время, появилась другая милая традиция: предлагать детям крикнуть волшебные слова «Раз-два-три! Ёлочка, гори!» После чего на ёлки зажигались разноцветные лампочки. Поначалу для детей, у которых не всегда электричество было дома или которые не понимали, что цветные лампочки от обычных ничем не отличаются, это было настоящим волшебством. А потом просто стало частью новогодних обычаев, которая неизменно доставляет ребятишкам радость.
Дед Мороз и Снегурочка
Два главных российских новогодних персонажа созданы фактически искусственно, специально для того, чтобы оживить праздник. Может быть, даже их придумали изначально именно как фигурки под ёлку (вертеп ведь срочно надо было чем-то заменить) и только потом «оживили» персонажей. До революции российских детей мог навестить разве что Святой Николай, и то в подражание более западным странам. Подарки под ёлкой всегда были подписаны – детям и в голову не приходило, что их кто-то волшебный приносит.
Тут и Мороз Иванович из одних сказок, и Морозко из других. В некотором роде этих персонажей можно было назвать дарителями – ведь они награждали персонажей сказок за трудолюбие или вежливость, так что из них можно было слепить некий аналог западного Святого Николая (Санта Клауса). Кстати, в России «Санта Клауса» почитали (только не на Рождество) как Николая Чудотворца – и вуаля, Дед Мороз становится волшебником, а Новый Год – временем чудес!
Персонаж Снегурочки изначально – один из многих персонажей сказок, сделанных из неодушевлённых предметов. Снегурочку в сказках лепили из снега, и она оживала молитвами своих бездетных создателей. Но – увы! – по той или иной причине таяла по весне. Этот сюжет лёг в основу знаменитой оперы. Кстати, в одной из народных сказок Снегурочку убивают подруги в лесу – из зависти к красоте.
Персонаж Снегурочки не только заменил собой в вертепе деву Марию, но и символизировал воспеваемую в СССР преемственность труда между поколениями. Она стала помощницей дедушки Мороза в его новогодних делах. Снегурочки организовывали и сами водили хоровод, выдавали подарки из мешка дедушки, помогали вести новогоднее представление.
Дедушке Морозу – как и Святому Николаю во многих странах – читали заранее заученные стишки. Только до двадцатого века Святому Николаю читали и пели выученные псалмы. Дед Мороз же предпочитал стихи про ёлочку, снег, зимушку-зиму и Новый год. Впрочем, он охотно давал подарок и за любые стихи из школьной программы.
Интересно, что этот обычай – подарок в обмен на стихи или псалмы – может быть связан с рождественскими колядками. И в России, и в других странах на рождественских праздниках дети обходили дома соседей с рождественскими песнями. Взамен хозяева давали им какое-нибудь угощение, а в городах, кроме угощения, наградить колядующих детей могли и маленькими игрушками.
В других странах, как и в дореволюционной России, дети на Рождество и Новый год просто одевались понаряднее. На советских ёлках и даже порой дома дети примеряли на себя национальные костюмчики, переодевались персонажами сказок и животными. Возможно, эти маскарады – тоже отдалённая память о колядующих детях. Ведь на колядках маскарад был обязательной частью программы! По крайней мере, в деревнях.
Салюты и салаты
Салюты на Новый Год – тоже относительно свежая традиция, но широко распространившаяся моментально. В принципе, во время празднеств в честь Рождества иллюминацию устраивали, например, и в девятнадцатом веке. И всё же долгое время салют не был обязательной частью зимних праздников. До революции самое близкое к салютам, что бывало у простых людей на Рождество или Новый Год – это подбрасывание разноцветных конфетти, взрывание хлопушек или поджигание бенгальских огней.
То, что в обиходе называется салютом, строго говоря – большой фейерверк. В СССР фейерверки на праздники власти стали устраивать в сороковые годы, но достаточно долго они не были обязательной часть новогодней программы. Сейчас же мы не может представить себе Новый Год в крупном городе без того, чтобы дети не прилипали к окнам с криком «Салют!» ровно в полночь.
В девяностые на рынке появилось множество фейерверков, которые можно запустить у себя во дворе. Широкой публике (по крайне мере, тем, у кого нет собак, кошек и птиц) салюты моментально полюбились. Теперь в новогоднюю ночь после официального фейерверка обязательно в каждом или почти каждом дворе долго запускают свои собственные фейерверки.
Сейчас также традиционной частью новогоднего стола считают салаты. Одни предпочитают привычные с детства оливье и селёдку под шубой, другие выбирают салаты пооригинальнее, но новогодний стол без салата вовсе – относительная редкость. Этот обычай тоже введён в СССР. До революции главными блюдами русского рождественского стола было мясо (гусь или поросёнок) и выпечка.
Как правило, содержимое советских новогодних столов сильно определялось теми продуктами, которые на предприятиях выдавались в составе так называемого «новогоднего заказа». Туда обычно входили майонез, колбаса, некоторые виды консервов. Многие хозяйки, кроме того, полагали, что на Новый Год обязательно надо поставить на стол жареную или печёную птицу – чтобы «легко влететь» в новую эпоху. Традиционного некогда гуся при этом практически везде заменила курица.
В какой-то момент в заказы стали входить мандарины. Они стали любимым детским новогодним лакомством. Очень скоро запах мандаринов стал ассоциироваться с Новым Годом, и даже в девяностые традиция ставить на стол мандарины продолжалась. Сейчас с ней стали осторожнее, потому что у детей нередко проявляется аллергия на цитрусовые – прежде-то она считалась неопасной, если отражалась только на щеках и руках, так что на Новый Год дети с красным шелушащимся лицом были обычным зрелищем.
Что касается действительно традиционных блюд, то от дореволюционной эпохи и русских традиций осталась, пожалуй, только любовь к холодцу, который в русских домах ели все рождественские праздники. И то – холодец был обязательным компонентом праздничного стола только в СССР, а сейчас его ставят между салатов не так уж часто.