Макдональдс был не первый! Фаст фуд 90-х, который мы любили, но потеряли

Кафе, где можно было быстро и недорого перекусить, существовали и при Советском союзе. Но с распадом СССР различные пельменные, пирожковые и блинные ввиду тотального дефицита стали закрываться, а позже им на смену пришли рестораны быстрого питания западного образца.
Макдональдс был не первый! Фаст фуд 90-х, который мы любили, но потеряли
фото из открытых источников
Вспоминаем российскую историю мировых сетей фаст фуда и некоторых национальных аналогов, созданных по их образцу.
Содержание статьи

«Совместное советско-финское предприятие "Полар»

финский фастфуд Полар
Фото из открытых источников
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые ларьки уличной «быстрой еды» от финской компании Polar появились в Ленинграде в 1988 году. Сеть фаст фуда всего на полгода опередила американский McDonald’s, который открыл свои двери москвичам 31 января 1990 года. «Мак» до 93 года существовал всего один. В отличие от него ларьков «Полар» было много, так что огромных очередей с желающими вкусить заморскую пищу не наблюдалось. Сеть продавала многие на тот момент экзотические для советского гражданина блюда – гамбургеры, чизбургеры, хотдоги, сладкую газировку «Африкола», картофель фри и т. п. Для иностранцев предлагалось меню на английском и возможность рассчитаться валютой. Выглядели ларьки симпатично и пользовались популярностью, но просуществовали всего пару лет. В 90-х сеть прекратила своё существование – по неизвестным причинам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Пингвин»

кафе мороженое пингвин
Фото из открытых источников
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кооперативные кафе-мороженые должны были стать эстонским ответов уже прочно обосновавшейся в Москве сети «Баскин Роббинс». Первыми были открыты заведения на Тверской-Ямской, затем на Третьяковской, несколько филиалов обосновались в регионах. Шарики по 50 копеек с необычными вкусами банана, киви, малины и других фруктов нравились неизбалованным разнообразием жителям постсоветского пространства. Тут многие впервые попробовали мягкое мороженое. Привозили даже «мелкий опт» в термосах на всю семью. Но удержаться на плаву «Пингвин» не смог. В начале 90-х владелец Александер Кофкин закрыл сеть, не выдержав конкуренции с мировыми лидерами ниши.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Русское бистро»

русское бистро
Фото: Мослента

На фоне всеобщей популярности американского фастфуда в Москве столичное правительство выступило с инициативой создать альтернативу западной «быстрой еде». Так, в 1995 году на Тверской улице появилось первое заведение сети «Русское бистро». Меню предлагало хиты русской кухни – пирожки, пельмени, курники, кулебяки, квас и даже медовуху. Всего было открыто 37 точек бистро, но серьёзной конкуренции McDonald’s они не создавали: средняя проходимость ресторана составляла около 350 человек в день в сравнении с 10-15 тысячами у «Мака». Кода в 2000-х среди позиций меню появилась водка, заведение стало приобретать репутацию «наливайки». Несколько крупных компаний было заинтересованы в перезапуске бизнеса, но переговоры затягивались и до сделки так и не дошло. Сеть закрылась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Петербургеры»

В 1992-93-х годах в Санкт-Петербурге существовала сеть закусочных быстрого питания «Петербургеры». «Альтернатива Биг-Маку» — так себя презентовали авторы проекта. Российская компания обещала гостям, что их фаст фуд будет такой же как американский, но с использованием уникальной системы термической обработки продуктов с помощью электротока – так, якобы, в них не выделялись канцерогены и сохранялись все полезные вещества. Планы у владельцев были амбициозными, планировалось внедрение «Петербургеров» в другие города страны. Но не сложилось...

«Ёлки-палки»

ёлки-палки
Фото из открытых источников
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трактиры «Ёлки-палки» предлагали неискушенному посетителю необычную концепцию: гость мог выбирать между меню а la carte и шведским столом-телегой, с которого по фиксированной цене можно было брать всё что угодно и в любом количестве. Заведения сети были оформлены в духе традиционных русских и украинских интерьеров с размашистыми дубами, плетнями, печкой, глиняной утварью и прочими элементами простого сельского быта. Впервые заявив о себе в 1996 год в Москве, проект уже через год стал сетевым. В общей сложности было открыто 20 ресторанов по всей России. Хотя концепция «Ёлок-палок» была свежей и интересной, «раскрутить» её так и не удалось. В 2014 году компания провела ребрендинг – изменила вывеску и оформление ресторанов, но над владельцами навис многомиллионный долг. Юридическое лицо обанкротилось, а сеть – прекратила своё существование.