Любимый праздник года: как отмечали Рождество в царской России
До революции 1917 года русские православные отмечали Рождество по юлианскому календарю, то есть, 25 декабря — как и католики. Большевики перешли на григорианский календарь, и праздник в России передвинулся на тринадцать дней вперед.
Считалось, что Рождество наступает с появлением первой звезды на небе. Тогда же начинались и Святки, которые длились до 6 января. Эти две недели проходили в стране шумно и весело — устраивались хмельные гуляния, балы, маскарады, игры.
Рождество в деревне
Как и в Европе, на праздник было принято ходить по улицам и славить Христа, чем обычно занимались дети и молодые люди. Взяв мешок для сладостей и шест с изображением Рождественской звезды из блестящей фольги, они громко распевали под окнами домов гимны, а порой даже разыгрывали целые сценки из библии. Правда, такое действо было больше распространено в деревнях и селах, чем в городе.
То же самое касалось и Рождественского вертепа — кукольного театра, с помощью которого разыгрывался евангельский сюжет. Он представлял собой деревянный ящик с большим набором кукол, куда входили не только Мария с младенцем Христом, Иосиф, ангелы, волхвы, царь Ирод и его Смерть, но и другие известные персонажи — как библейские, так и исторические. Деревенский люд охотно смотрел красочные и замысловатые представления с их участием.
Что касается наряженной елки и хороводов вокруг нее, то они считались барской забавой, недоступной крестьянским детям. Хотя дома и ворота в деревнях и селах часто украшались еловыми ветками.
Рождество в городе
Горожане встречали Рождество не менее весело, чем деревенские жители. И вдобавок с таким размахом, который и не снился селянам.
Подготовка к празднику
За несколько дней до праздника на городских площадях появлялись рождественские базары, на которых торговали тысячами пушистых елок и елочных украшений.
Кроме разнообразных игрушек (золоченых орехов, стеклянных шаров и гирлянд, фигурок ангелочков) покупателям также предлагались бенгальские огни и хлопушки, которые были намного безопаснее современных китайских петард.
Однако большинство елочных игрушек стоили весьма дорого, поэтому даже зажиточные горожане часто обходились самодельными украшениями, изготовление которых обычно поручалось детям.
Кроме хвойных деревьев и игрушек, в этот период люди активно закупали продукты для предстоящего рождественского ужина: мещане и рабочие — на рынке и в лавках, а купцы и дворяне — в гастрономиях.
Кстати, среди богачей было принято устраивать на Рождество благотворительные ёлки для неимущих. Например, сохранились воспоминания дочери московского торговца чаем В. Сабашникова, которая рассказывала, как ее родители проводили праздник для детей бедноты, специально арендуя дом около Сухаревской площади: «После популярной в народе игры с Петрушкой зажигали свечи на большой ёлке. В соседней комнате раздавали подарки. Каждый ребёнок получал ситец на платье или косоворотку, игрушку и большой пакет с пряниками».
Во многих городах перед Рождеством местные власти тоже нередко устраивали раздачу подарков малоимущим и беспризорным детям.
На рождественской ёлке
Вечером 25 декабря в дворянских и купеческих домах началось самое главное: детей звали в гостиную, где стояла нарядная елочка, под которое лежала груда подарков. Ребята читали стихи, поздравляли с праздником родителей и водили хоровод.
Кстати, обязательно надевать карнавальные костюмы не требовалось: нередко дети просто дополняли свой обычный наряд колпаками или шляпками из разноцветной бумаги.
Рождественские обеды и приемы для взрослых организовывали и после 25 числа, вплоть до самого Нового года. Кроме того, в эти дни горожане ходили с визитами, стараясь успеть поздравить с праздником всех родственников, друзей, коллег и даже начальство. Гости вручали хозяевам подарки и рождественские открытки, а те встречали их щедрым угощением.