Кто не спрятался, я не виноват: 10 самых пугающих детских игр за всю историю человечества
«Игра в похороны»
В эпоху царствования королевы Виктории (но, возможно, и раньше) была популярная детская игра-фантазия с довольно жутким сюжетом — похороны куклы. Ситуация обыгрывалась с особой тщательностью. Куклу наряжали или оборачивали в чёрное, обкладывали свечами, плакали над ней и часто по-настоящему закапывали в землю со всеми причитающимися по случаю ритуалами. В богатых домах для игры даже были доступны дополнительные аксессуары — маленький гробик и чёрное платье.
Подобные игры в 19-м веке были обычным делом и много упоминались в публикациям и книгах того времени. Так, в романе Чарльза Диккенса 1840 года «Лавка древностей» главная героиня — 12-летняя Нелл — натыкается на группу детей на кладбище, реалистично играющих в похороны с младшим братом или сестрой (да-да, за неимением куклы её могли заменить младшие дети): «Некоторые маленькие дети носились среди могил и прятались друг от друга со смеющимися лицами. У них был младенец, и они легли спать на детской могиле, в маленьком ложе из листьев». Ещё одна английская писательница Мэри Карбери, родившаяся в 1849 году, вспоминала, как в детстве её братья и сестры хоронили любимую куклу Отто в саду.
Объяснение этому явлению ещё страшнее, чем сама игра, — высокая детская смертность. Коэффициент младенческой смертности в одних лишь Англии и Уэльсе к концу 19-го века составлял около 15%, т. е. 15 из 100 детей умирали в совсем раннем возрасте. Как-то скрыть или завуалировать тему смерти от детей взрослые даже не пытались — только вспомните жуткую традицию делать фотографии post mortem с мёртвыми детьми, которых выдавали за живых! Но ими движила безысходность — фотография в 19-ом веке была удовольствием редким и очень дорогим. Некоторые семьи подолгу копили деньги на один единственный снимок, и, если ребенок умирал, то пытались хотя бы так сохранить память о нем.
«Игра в горячие ракушки»
Это одна из самых жестоких викторианских игр для детей и взрослых, популярность которой к настоящему времени утеряна (к лучшему). Впрочем, в эпоху королевы Виктории подобные забавы находили весёлыми и практиковались во всех слоях разносортного общества Англии.
Игрок с завязанными глазами становится на колени и кладет голову на ноги сидящего перед ним человека. Другие участники по очереди бьют его сзади. Задача игрока угадать, кто его только что ударил. В другой версии игры можно было давать человеку с завязанными глазами пощёчины. Разумеется, били сильно и всем, что под руку попадется, а слезы и крики несчастного толпу лишь подзадоривали.
«Кольцо вокруг Роузи»
Вождение хороводов практикуется веками во многих культурах. Игра «Кольцо вокруг Роузи» — одна из вариаций на эту тему. Дети берутся за руки, идут по кругу, имитируя сбор цветов, и напевают слова из старого стишка, который появился, по-видимому, задолго до царствования Виктории: «Круг вокруг Розочки, карманы полны трав, прах, прах... мы все падаем вниз...»
После слов «падаем вниз» все участники валятся на землю. Последний упавший считается проигравшим. Спустя время текст стишка поменялся и стал звучать так: «Кольцо из роз, в карманах букетики. Апхчи, апчхи! Все падают вниз!»
Казалось бы, обычная детская забава, если бы не отсыл к трагической главе истории, когда половина Европы вымерла из-за эпидемии бубонной чумы. Считается, что первая строка — «Кольцо вокруг Роузи» — эвфемизм симптома инфекции, ярко-красной, как роза, сыпи, появляющейся вокруг глаз. «Карман, полный букетов» — строка, описывающая как во времена пандемии цветы своим ароматом перебивали зловоние гниющих тел и прорывающихся язв, а также считались талисманом удачи, защищающим человека от болезни, поэтому их всегда носили с собой. В высоком и позднем Средневековье медицина основывалась на балансе в человеческом теле четырех жидкостей — черной желчи, желтой желчи, крови и мокроты. Люди верили, что, наполняя карманы цветами, могут сохранить этот баланс и отогнать болезнь. «Апчхи, апчхи!» — ранний симптом бубонной чумы. А фраза «Мы все падаем» — тяжёлая реальность, когда смертоносная инфекция выкашивала целые города.
«Ощипай ворону»
«Ощипай ворону» — детская игра родом из Шотландии 1500-х годов. Единственные записи о ней датируются правлением Генриха VII, но после 1570 года никаких упоминаний о ней уже нет. Известно лишь одно правило — как можно сильнее щипать и дёргать «ворону» за одежду. В общем, как всегда в играх Средневековья кому-то должно быть больно.
«Яблоко и свеча»
В викторианскую эпоху были популярны игры с огнем. Некоторые, как «Яблоко и свеча», представляли реальную опасность. Играли в неё преимущественно на праздниках — на Хэллоуин или Рождество. К ветке дерева привязывали верёвку с палкой. На один конец насаживали яблоко, а на другой крепили зажженную свечу. Палку раскручивали, а участникам нужно было по очереди подпрыгнуть и попытаться зубами сорвать яблоко с вращающейся палки. Не стоит и объяснять, как часто такие игры заканчивались ожогами на лице от капающего воска или воспламенением волос и одежды.
«Горшочек с мёдом»
Суть игры проста: один участник сворачивается в плотный клубок, обхватывая прижатые к груди колени руками (он изображает горшок с мёдом), а другой участник или двое, если помладше, должны поднять «горшочек» руками и нести его так, как обычно взрослые тащили с рынка тяжёлую утварь. Как от такой игры маленькие пупки не развязывались? Скорее всего, развязывались, но об этом мало что известно.
Предсказания будущего
В викторианскую эпоху существовало множество игр, в которых девочки-подростки пытались узнать о своих будущих мужьях. Такие забавы были особенно популярны во время празднования Хэллоуина. Так, во время одного из популярных гаданий в миску с водой выливался расплавленный свинец, а затем гадающая по форме пыталась определить род занятий и внешность своего суженого.
В другой игре девочке нужно было съесть яблоко при свечах, глядя в зеркало. По поверью она должна была увидеть в отражении своего будущего мужа, стоящего позади нее. Но есть подозрение, что многие бросали занятие на полпути, когда нервы сдавали.
В игре «Три чемодана» девочке завязывали глаза и предлагали опустить левую руку в одну из трёх мисок — с водой, молоком и пустую. Если рука попадала в воду, то ей было суждено выйти замуж за холостяка, с молоком — за вдовца. А если девочка попадала в пустую миску, это означало, что она останется «старой девой», что на рубеже 19-го века было пугающей перспективой.
«Браки и разводы»
Идея игры на тему брака может показаться глупой, но викторианцев, особенно юных, этот вопрос крайне тревожил. В игру «Браки и разводы» обычно играли подростки и молодые люди во время балов и музыкальных вечеров. Все девочки выстраивались в линию по одну сторону комнаты, а мальчики — по другую. Игрок должен был посмотреть на того, кто стоял напротив него, и сделать «набросок персонажа», описав привлекательные черты и недостатки партнера, а затем... зачитать вслух всем присутствующим. Разумеется, градус неловкости и дискомфорта зашкаливал до небес. Иногда, «прохаживаясь» по юной леди, молодые джентльмены мстили им за невнимание или нежелание общаться.
В зависимости от того, насколько совпал и не совпал интерес партнеров друг к другу, судья объявлял пару «женатой» или «разведенной». Пара могла также попросить судью о разводе, если решение их не устраивало, но тогда нужно было заплатить неустойку.
«Ты здесь, Мориарти?»
На рубеже 20-века в Англии у взрослых и детей была популярна игра в «Мориарти». Двум игрокам завязывали глаза, давали свернутую газету и заставляли вставать на колени друг напротив друга. Первый игрок спрашивал: «Ты здесь, Мориарти?» Оппонент должен был отвечать: «Да, сэр, я здесь!» После этого первый игрок должен был вслепую ударить второго игрока газетой, определяя по голосу, где он находится. То мог уклоняться от удара, но колени всегда должны были оставаться на одном месте.
Человекоподобные чучела животных
В 19-м веке таксидермисты предлагали услугу — изготовление чучел маленьких животных вроде котят или грызунов и придание им человеческого вида. То есть их могли нарядить в милую одежду и шляпки, придать им естественные позы и устроить чаепитие вроде сцены из «Алисы в стране чудес» (как на фото). За неимением большого разнообразия игрушек такие композиции приобретали богатые дома. Выглядело всё очень мило за исключением того, что вместо плюшевых мишек дети фактически играли мёртвыми животными.