Как достать билеты на поезд, которых «нет и не будет»: личный опыт редактора «Нового очага»
Решение о том, что в этом году мы полетим в отпуск в Турцию, мы приняли как-то внезапно. И это при отсутствии загранпаспортов! Собственно, именно их оформление отсрочило покупку тура и планирование поездки больше, чем на месяц. А когда заветные красные книжечки наконец пришли, оказалось, что ж/д билетов на юг (нашим аэропортом вылета был Сочи) нет ни на один из поездов прямого, непрямого и какого угодно следования.
Расскажу, зачем в принципе они нам понадобились. По известным причинам аэропорт в нашем городе закрыт уже не первый год. Заграницу с юга России сейчас удобнее всего лететь либо из Сочи, либо из Минвод. Что касается Турции, первый вариант предпочтительнее, так как цена на туры именно из этого города ниже всего. Добраться до Адлера (если быть точными, то международный аэропорт Сочи находится именно там) можно и на машине. Но так усложнять поездку не хотелось. Так как в семье только один водитель, вся нагрузка ложится на него. А нагрузка может быть ещё какая: 12, 13, 15 часов в пробках по мелкой змейке серпантина на изматывающей жаре (скажем так, +40 в тени в июле — это не предел).
Так устроен наш черноморский берег, что на пляж отдыхающие в основном идут, переходя главную дорожную артерию. Снуют туда-обратно бесконечно, так что водителям на М-4 после Горячего ключа нужно быть очень внимательными (и терпеливыми на уровне мастера дзен). Кто ездил в этом направлении, хорошо поймут, о чём я говорю. Кроме того, с учётом дорожной обстановки летом сложно рассчитать, сколько часов в итоге займёт путь на машине. Можно приехать сильно раньше, а можно «встрять» и не успеть на регистрацию. В общем, таких приключений, да ещё и с ребёнком нам сильно не хотелось.
Итак, вариант с машиной мы оставили как крайний и начали искать способы покупки билетов на поезд, которых в сезон «нет и не будет». Для начала нужно, конечно, пробежаться по всевозможным онлайн-кассам — вдруг что-то да выскочит. Пробежались: пара верхних полок в купе, единичные СВ по неподъёмной цене или же маршруты, совсем неподходящие по времени.
На некоторых сайтах доступна функция «Поймать билет». Это значит, что интернет-ресурс будет за вас отслеживать появление билетов в общедоступной базе РЖД и, например, если кто-то вдруг откажется от поездки, быстренько вас уведомит о том, что места есть (например, сообщением на электронную почту), но за свои услуги возьмёт небольшую плату. Мне показалось, что это может помочь, и я оформила отслеживание на несколько удобных для меня рейсов. На деле выявилось два нюанса. Уведомления на электронную почту — это жутко неудобно, потому что сообщение о билетах можно легко пропустить, а, когда наконец его увидишь, мест снова не будет. И ещё: подобные сайты «узнают» о появлении билетов с существенной задержкой. Убедилась на опыте: минут через 20, и это слишком много, когда каждая секунда дорога.
Надежда уехать поездом таяла на глазах, так что мы решили попытаться найти билеты через посредников. Списались с турагентствами и маленькими фирмочками, которые, как и онлайн-платформы, держат ухо востро и при появлении отказных билетов или дополнительных вагонов сразу же вас уведомляют об этом. Плата за услуги тут посущественнее.
Параллельно я стала читать в Сети опыт других людей, которым удавалось уехать на море в самый сезон железнодорожным транспортом. И узнала: самый быстрый способ «отловить» билет — через приложение РЖД на смартфоне. То есть даже система уведомлений с их сайта работает не так быстро. А через телефон о появлении мест можно узнать в ту же минуту. Установила, оценила сервис — мне показался удобным. Заполнила данные о пассажирах, выбрала нужные рейсы. Но тут выяснилось, что отслеживать можно не более двух поездов. Нам этого было мало, так что установили приложение на все смартфоны в семье — теперь доступными для отслеживания стали шесть маршрутов.
Скажу честно, уведомления от РЖД мы так и не дождались, потому что на протяжении нескольких суток судорожно каждую минуту обновляли страницу со списком поездов и сами поймали момент, когда к нужному нам рейсу добавили дополнительный вагон под номером 00. Ноль, словно не существует, но для нас он стал настоящим спасением! Радовались как дети и трясущимися руками очень быстро оформляли покупку, боясь нажать куда-то не туда. К слову, места исчезали на глазах как пирожки — не мы же одни изо дня в день чуть ли не спали со телефоном в руках.
На популярную «Ласточку» — комфортную электричку со столиками и мягкими сидениями, связывающую курорты Краснодарского края с ближайшими некурортными городами, — «поймать» билеты так и не удалось. Говорят, их раскупают чуть ли не за полгода до начала сезона и уже ни сдают ни за что на свете. В крайнем случае, перепродают или отдают кому-то, если поездка срывается. И дополнительных вагонов к электричке не цепляют. Так что, если есть возможность планировать отпуск заранее, позаботьтесь о покупке билетов сразу же, как только станут известны даты прибытия и отправления. Не будьте как мы! Впрочем, до аэропорта мы в итоге добрались благополучно и вылетели в Турцию, но это уже совсем другая история
И, кстати, внимательно проверяйте все данные в билетах, но, если всё-таки просмотрели неточность, а поездка уже началась, не паникуйте. Специалисты Роскачества рассказали, что делать, если в билетах на поезд или самолёт есть ошибки.
И ещё одна полезная инструкция: как вернуть деньги за билет на самолет, если полёт отменяется.