Лучшие фильмы Никиты Михалкова: вспоминаем и смотрим снова
Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
Дебютная работа в полном метре режиссера Никиты Михалкова, получившая большое количество критики, но ставшая культовой. Действие этого психологического советского вестерна происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Гражданская война кончилась, но до полной победы большевиков еще далеко. Группа бандитов из бывших белых офицеров грабит поезд с золотом, на которое нужно было купить хлеб для голодающих, и пятеро друзей, бывших красных бойцов, вступают с ними в смертельную схватку.
Получается так, что подозрение в предательстве падает на одного из них (в исполнении Юрия Богатырева, эта роль стала для него первой в полнометражном кино), и, сбежав от товарищей, он один должен вернуть золото, чтобы доказать свою невиновность.
Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
Экранизация рассказов А.П. Чехова. В фильме, кроме Никиты Михалкова, приняли участие именитые артисты позднесоветской актерской школы Александр Калягин, Юрий Богатырев, Олег Табаков. По сюжету драмы, летом в усадьбе генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости.
Среди них – деревенский учитель Мишель Платонов, в юности влюбленный в прелестную Софи, и сама Софья, которая стала уже солидной, одержимой «идеями» замужней дамой. Они развлекаются и играют в фанты, но вместе с этим выясняется, что собравшиеся в этом доме связаны неразделенными чувствами, долгами и горьким чувством растраченной жизни.
Пять вечеров (1978)
Кинофильм по мотивам одноимённой пьесы Александра Володина. Герои познакомились двадцать лет назад и полюбили друг друга, но война разлучила их. Теперь Ильин (Станислав Любшин) и Тамара Васильевна (Людмила Гурченко) встретились, и любовь вспыхнула с новой силой, но недомолвки не дают героям понять друг друга сразу.
Считается, что это не совсем типичный для Никиты Михалкова и его режиссерской манеры фильм, который сильно полюбился зрителям и выделяется критиками как один из лучших.
Родня (1981)
Трагикомедия, написанная специально для Нонны Мордюковой, игра которой значительно выделяется в этом фильме и вызывает восторг зрителей.
Фильм в иронической манере повествует о сложных взаимоотношениях близких друг другу людей. Главная героиня Мария Васильевна в простоте душевной пытается «склеить» распавшуюся семью любимой дочери Нины. Действуя из самых добрых побуждений, она не в состоянии понять, почему ее вмешательство вызывает столь бурный протест.
Без свидетелей (1983)
Камерная история о двух бывших супругах, ведущих напряженный разговор, который и является центром картины. В основе сценария лежит пьеса «Беседа без свидетелей» Софьи Прокофьевой. Действие не выходит за рамки комнаты, а обоих героев не называют по именам. Он в свое время бросил Её и сына Димку, потому что так было лучше для его карьеры.
Теперь, узнав, что Она планирует выйти замуж за крупного ученого, на которого Он в свое время написал анонимку, герой из страха разоблачения требует у бывшей жены изменить свое решение. Главным его «козырем» становится сын Дима, который не знает, что она не родная его мать.