Иранское кино идёт в Россию: с чего начать просмотр? 10 вдохновляющих фильмов
Мы ещё не знаем, с каких картин нашу страну начнут знакомить с иранским кинематографом, но предлагает вам посмотреть эти 10 кинофильмов разных лет, которые нам показались интересными.
«Персиполис», 2007 год, анимация
«Персиполис» — автобиографический комикс писательницы Маржан Сатрапи, француженки иранского происхождения. Он рассказывает историю Исламской революции глазами восьмилетней девочки, которая в мечтах представляет себя пророком, спасительницей человечества. С падением режима Шаха в Тегеране устанавливается власть исламистов. Жизнь девочки меняется. Теперь она вынуждена носить чадру, оставить изучение иностранных языков, появилось множество правил и ограничений, которые она не понимает и не может принять. В новом теократическом Иране Маржан, воспитанная в свободе, чувствует себя как птица с обрезанными крыльями.
Несмотря на требование правительства Ирана запретить распространение фильма, «Персиполис» всё-таки показали – и даже в Тегеране, предварительно вырезав из картины шесть сцен. Номинация на «Оскар», приз Каннского фестиваля – если вы ещё не видели историю многострадального Ирана глазами остроумной Маржан, советуем вам это сделать.
«Сезон носорогов», 2012 год, военная драма
Ещё одна картина, посвященная этому периоду. Действие фильма разворачивается в 1978 году, прямо перед началом Исламской революции. Поэт Сахели и его супруга Мина (Моника Белуччи) живут в любви и согласии. Но в Мину также влюблён водитель семьи. Во время государственного переворота в стране, он, воспользовавшись ситуацией, делает так, чтобы Сахели отправили в тюрьму. Мине сообщают, что её любимый погиб. Но через 30 лет живой Сахели снова оказывается на свободе. Теперь перед его глазами – новый Иран, незнакомый ему мир, где о Мине остались лишь воспоминания. Как ему жить дальше? Душераздирающая история любви длиною в жизнь продюсера Мартина Скорсезе.
«Развод Надера и Симин», 2011 год, семейная драма
Это одна из самых громких кинокартин иранского производства «новой волны» и первый иранский фильм, получивший «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». К слову, у Асгара Фасхади, режиссёра картины, их уже два.
В центре сюжета – супруги Надер и Симин. Они много лет прожили в браке, но столкнулись с неразрешимой проблемой. Решив уехать из Ирана с женой и дочкой, Надер в последний момент вдруг отказывается. Он не может оставить отца с болезнью Альцгеймера одного. Симин же намерена покинуть страну и надеется, что сможет забрать дочь с собой, но во время развода суд оставляет ребёнка отцу. Что выберет Симин – ребёнка или мечту о новой жизни? Драма, в которой сложно найти виновных, но каждый – жертва.
«Велосипедист», 1989 год, драма
Фильм о непростой судьбе иммигрантов в Иране. В родном Афганистане Насим был знаменитым спортсменом-велосипедистом, но теперь даже не может заплатить за лечение жены, которая лежит в больнице. Насим вкалывает с утра до ночи, но заработать много всё равно не получается. Зная о бедственном положении семьи, друг Насима предлагает ему устроить представление – ездить по кругу на велосипеде целую неделю, не останавливаясь ни на минуту. А с желающих понаблюдать за «челленджем» — брать деньги за билет.
«Белый шарик», 1995 год, семейный фильм
Фильм Джафара Панахи – добрая и поучительная история о маленькой девочке по имени Рази, которая на Новруз (персидский новый год) выпросила у матери разрешения купить красивую рыбку. Получив деньги, Рези отправляется в магазин. Фильм превращается в своеобразное роуд-муви с препятствиями в виде не очень чистых на руку людей, которые, пытаясь воспользоваться наивностью девочки, хотят отнять у нее деньги. Главная героиня завораживает и подкупает своей искренностью с первых минут фильма. Но интересен и сам сюжет – особенно конец, благодаря которому реальная история чудом трансформируется в восточную сказку.
Фильм получил многочисленные награды на международных кинофестивалях по всему миру, включая «Золотую камеру» на Каннском кинофестивале 1995 года. Кинокартина включена в список 50 лучших семейных фильмов всех времен в списке Guardian, а также входит в число 50 фильмов, которые, по версии Британского института кино, должны посмотреть все дети до 14 лет.
«Вкус вишни», 1997 год, философская притча
Господин Бадии решает уйти из жизни и занят поисками места и людей, готовых похоронить его, когда дело будет сделано. В поисках помощника он разъезжает на своем автомобиле по городу. Но желающих так и не находит: каждый норовит или найти причину для отказа, или пытается уговорить его отказаться от задуманного. Лишь один пожилой мужчина ради лечения своего больного ребенка соглашается исполнить просьбу незнакомого господина...
Причин, по которым Бадии хочет покончить с собой, режиссёр не раскрывает и оставляет право разобраться в этом зрителю. История Бадии раскрывает сложные философские вопросы и внушает острое желание жить.
«День, когда я стала женщиной», 2000 год, драма
Фильм рассказывает истории трёх женщин, связанных общей несвободой внутри нового теократического мира, наступившего в Иране после революции. Первая – «Хава» — повествует о девочке, которая, проснувшись в день своего 9-го дня рождения, узнаёт, что теперь она – женщина, которая не может больше играть с мальчиками, как прежде. Вторая новелла – «Аху» — рассказывает о молодой спортсменке, участвующей в велогонках вопреки угрозе наказания со стороны семьи и соседей. Муж, отец и брат Аху догоняют её на лошади и требуют, чтобы она снялась с гонок, — женщине в исламском Иране не положено таким заниматься. Третья новелла – «Хура» — о пожилой женщине, которой в наследство переходит немного денег. На них Хура хочет купить то, о чем всегда мечтала, но никогда не могла себе позволить...
«Круг», 2000, драма
«Круг» не был допущен к прокату несмотря на «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Режиссёр Джафар Панахи открыто рассказал о том, что следовало замалчивать, — о положении женщин в репрессивном обществе, где их жизнь ограничена целым рядом унизительных правил. Истории четырёх персидских женщин, каждая из которых становится жертвой дискриминации по половому признаку, пересекаются и сплетаются в один бесконечный круг неразрешимых проблем современного иранского общества.
«Такси», 2015 год, комедия
Ещё одна знаковая работа режиссёра Джафара Панахи. Фильм снят на два айфона и автомобильный видеорегистратор. Водитель жёлтого тегеранского такси – его сыграл сам Панахи – общается с пассажирами (ими стали как профессиональные актёры, так и просто знакомые и друзья создателя картины). Их беседы поднимают проблемы социальной структуры страны, правовой сферы, обычных бытовых ситуаций. Герои фильма открыто и не всегда тактично обсуждают «что наболело», вовлекая в разговор и зрителя.
«История Элли», 2009 год, триллер
Один из самых знаменитых иранских фильмов с Голшифте Фарахани ( «1+1: Голливудская история») в главной роли. Герой картины – Ахмад – много лет не бывал на родине. Вернувшись, он с друзьями и их семьями решает провести выходные у моря. С собой они зовут учительницу из детского сада, в который ходят их дети, — Элли. Короткий отпуск омрачает трагедия: Элли таинственным образом исчезает...