Художник за 7 дней: на что способен арт-ретрит?
Что такое арт-ретрит
Это формат, который помогает совмещать путешествие, отдых, творчество, познание себя, раскрытие своего художественного потенциала. Думаю, в этом секрет его популярности. Я провожу ретриты давно, но они всегда были больше сосредоточены на фэшн, а сейчас трансформировались в очень личное, эмоциональное и терапевтическое путешествие к себе. Пожалуй, назову это так. Через творчество, мне кажется, всегда можно получить более глубокий опыт самопознания. Мои ученики говорят, что это сродни психотерапии, медитации, нетривиального познания себя, когда ты вот один на один с бумагой, выплёскиваешь свои эмоции и это очень сильно на тебя действует. Ближайший мой арт-ретрит будет в бутик-курорте Milaidhoo Maldives с 1 по 7 октября. Вместе со специалистами курорта мы придумали специальную программу погружения, благодаря которой тот, кто с детства не рисовал, сможет проникнуться темой арта, культурных традиций региона и почувствовать себя через творчество.
Мы будем изучать разные техники и себя – такой микс практик. Про себя я назвала его мультисенсорный арт-ретрит: каждый день в фокусе внимания будет какое-то из чувств: сегодня зрение, завтра слух, далее вкус, запах, осязание и то самое шестое чувство, которое мы зовем интуицией. И превращать этот опыт в рисунок. Важная часть моей программы – создание автопортрета. Точнее двух – в начале ретрита и в конце. Второй участники делают уже овладев за неделю техниками, пройдя все практики, пережив определённую трансформацию. А потом мы сравним эти два автопортрета. Обычно изменения видят все – себя и как личности, и как художника.
Главное – творите
Многие путают понятие арт-ретрит и пленер – формат написания картин вне мастерской, на природе, при естественном освещении. На арт-ретритах мы не отражаем на бумаге всё, что мы видим вокруг, как это бывает на классических пленэрах. Но, например, рисуем соусами на тарелках, потому что это всегда дико весело! Такой опыт самопознания через создание съедобного произведения искусства способствует развитию творческих способностей. Задачи нарисовать шедевр на ретритах нет, хотя по опыту у каждого он получается. Для этого я вожу с собой огромный чемодан художественных принадлежностей: холсты, краски, самые разные карандаши (акварельные, обычные), тушь, и жидкую акварель, различные кисточки, перья – в общем, всё, чем обычно рисую сама. Мне хочется, чтобы через тактильные ощущения, через взаимодействие с хорошими материалами, участники влюблялись в искусство и могли каждый день открывать для себя что-то новое – и внутри себя, и в плане творчества.
Место имеет значение
Место всегда наносит какой-то отпечаток – цвета, состояния. Например, в итальянских ретритах у нас была дольче вита. Больше про фэшн, гедонизм, наслаждение жизнью, сексуальность, проявления себя с этих сторон. В этот раз, скорее, формат «босоногий люкс». Это не классические Мальдивы, где все наряжаются, выгуливают свои бриллианты, устраивая такое фэшн-шоу с утра до вечера. Всё расслаблено, плавно, спокойно, в максимальном релаксе, наблюдении за собой. Задача – исследовать самые разные материалы: тушь, жидкую акварель, кисти, перья, попробовать рисовать по мокрому и по сухому, на разной фактурной бумаге, воспроизводить абстрактные ассоциации с природой и фауной острова. И так каждый день какой-то челлендж. А сам ретрит превращается в большой эксперимент над собой и познание себя через творчество, техники и методы современного искусства. Конечно, по ходу ретрита я рассказываю об интересных художниках, арт направлениях. Но я стараюсь делать это не с позиции скучного ментора, а в расслабленном вайбе курорта. В такой атмосфере очень хорошо воспринимается даже академическая информация. И главное – хочется там творить, очень хочется!
Стать художником
Можно ли за время ретрита научиться рисовать? Конечно, да! Для освоения базовых навыков достаточно 3 часов в день интенсива семь дней подряд. Но если мы посмотрим на контекст современного искусства, то он скорее про идею, про экспрессию и про смыслы, а не технику и отточенное мастерство. Поэтому я не ставлю задачу на ретритах научить кого-то академическому рисунку, для меня важно раскрыть в человеке его творческий потенциал. Как говорил Пикассо: «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». До 8 лет мы рисуем как боги, а дальше мы всю жизнь пытаемся вспомнить, как это делать. Главное, разбудить в себе этого творческого ребёнка, начать рисовать. Но чтобы это вылилось во что-то оформленное, нужен проводник. На ретритах я смотрю, как помочь участникам самовыразиться, исходя из их уровня подготовки и того, насколько глубоко они готовы погрузиться в процесс обучения. Где интерес в плане развлечения и познания себя, а где на уровне профессиональной прокачки.
После ретрита
В моей практике много примеров, когда после ретритов люди не творческих профессий превращают рисование в классное хобби или даже новую профессию и даже начинают зарабатывать. Кто-то учится через искусство справляться с жизненными потрясениями– так было у одной из моих учениц. Это эффект арт-терапии. Я всем советую после каких-то сильных неурядиц или под влиянием сильных эмоций, взять любимый материал (краски, карандаши, пастель и т.д.) и осмысленно поводить им по бумаге. Злитесь, испытываете разочарование или тоску — нарисуйте свои чувства. Это простой и быстрый способ разрядки. К тому же понимание своих эмоций и того, каким образом вы хотите отразить на бумаге, может стать основой вашей уникальной техники. Никто не знает, во что выльется в итоге творческий процесс – стиль рождается только в экспериментах!