Горбунья из Останкино: знаменитая московская колдунья, вошедшая в историю
Откуда появилась колдунья Агафья?
Потомственная колдунья Агафья тоже жила в тех краях в мрачном доме на краю оврага. Занималась она заговорами и приворотами, наводила порчу на людей и готовила разные зелья из трав. Из Москвы её прогнали, и жила она отшельницей, пока не поняла, что на земле ей больше нет места. Тогда Агафья приготовила себе сильное снотворное зелье, выпила его и больше не проснулась. Хоронить по христианскому обряду её не осмелились и сбросили тело в овраг, рядом с местом, где она жила. По другой версии колдунью похоронили заживо, и с тех пор её душа не может найти покоя. С тех пор призрак злой колдуньи бродит по земле, пророча беду или предупреждая об опасности.
Слухи о зловещей колдунье появились во времена Ивана Грозного и были связаны с боярином Алексеем Сатиным, который владел останкинскими землями. Рассказывали, что как-то к нему явилась древняя старуха, сгорбленная пополам, в чёрном одеянии с клюкой и запретила строиться на земле, где покоится столько мертвецов. Сатин не послушал старуху и вскоре умер, точнее, был казнён Иваном Грозным, а пустошь так и осталась нераспаханной.
Актёркины пруды
При Петре I земли достались графу Шереметьеву и для благозвучия были переименованы в Останкино. Шереметьев не испугался дурной славы проклятого места, построил дворцовый ансамбль, разбил роскошный парк и приказал вырыть семь прудов. В Останкино возвели летнее здание домашнего крепостного театра и открыли школу для артистов, а пруды стали называться Актёркины. Однако местные жители и те, кто приезжал в эти земли, всё равно отмечали, что места нагоняют меланхолию и тоску, а в самом театре началась настоящая эпидемия самоубийств. Причина, вероятно, была не в проклятом месте, а в том, что актрис пороли розгами и безобразно обращались, но всё списывали на зловещее Останкино.
Сначала одна из актрис изуродовала другой лицо из зависти — прижгла ей щёку щипцами. Испугавшись графского гнева, бедняжку сбросили в пруд и утопили, сказав, что она пропала. Затем утопилась и сама обидчица, а после этого актрисы чуть ли не каждый месяц начали сводить счёты с жизнью.
Близкую смерть Агафья предсказала и Прасковье Ковалевой-Жемчуговой (бывшей крепостной артистке и супруге графа Шереметьева). Прасковья репетировала сразу две роли: Офелию и Клеопатру, а среди актёров ходит суеверие, что нельзя брать роли сразу двух героев, умирающих по сюжету. Когда молодая женщина стояла в галерее, к ней подошла старуха и сказала: «Не берись сразу за две роли. И там, и там ты хочешь играть покойниц, а где две покойницы на сцене — быть третьей наяву». В итоге зрители так и не увидели этих постановок, т.к. Жемчугова вскоре забеременела, а почти сразу после родов умерла.
Ещё один эпизод с колдуньей пришёлся на времена царствования Павла I. Когда Павел посещал Останкинский дворец, Агафья пришла к нему, попросила остаться с ним наедине и якобы предсказала дату смерти Павла, сказала, что он будет править четыре года, четыре месяца и четыре дня, а умрет там же, где родился. Так и случилось: он был задушен в своём дворце в марте 1801 года.
Телецентр и Останкинская башня
В 60-х годах прошлого века в Останкино было решено построить новый телецентр и знаменитую на весь мир Останкинскую башню. Когда на стройке рабочие вырыли огромный котлован, они увидели, что дно усыпано человеческими костями. Несмотря на это, работы продолжались, и здание центра, где сейчас находятся студии и программные редакции, выросло на месте Актёркиных прудов и древнего кладбища.
Призрак колдуньи с клюкой с тех пор видели ещё несколько раз. Один раз в октябре 1993 года, за несколько дней до штурма телецентра. Странная бабушка норовила прошмыгнуть мимо охраны и жаловалась на запах крови. А в августе 2000 года, когда башня горела, старушку видели журналисты: она шла по коридору и бормотала: «Жареным у вас пахнет».