Гений места: истории гидов из Якутии, Самары и Астрахани
Якутия
Илаан Кындыкан создала детский символ Севера и Арктики — персонаж Кындыкан, прототипом которой стала её родная бабушка.
В августе 2019 года я впервые услышала имя Кындыкан и узнала ее историю от своего отца. В XVIII-XIX веках в Якутии свирепствовала чёрная оспа. Эпидемия приводила к полному уничтожению целых родов и поселений. Но одной отважной девочке из народа эвенов удалось выжить: её нашли якутские охотники в полностью вымершем родовом стойбище у подножия Верхоянских гор. Кындыкан прожила долгую жизнь, у неё были дети и внуки. Но история её чудесного спасения так и осталась загадкой, не давала мне покоя и казалась посланием, которое нужно разгадать.
Удивительным было и то, что я узнала о ней в разгар новой пандемии, когда мир ещё не представлял, с чем ему предстоит столкнуться. Я размышляла: зачем вернулась Кындыкан? Может быть, чтобы мы находили друг друга даже во мраке? Объединялись, сохраняя то, что даёт силу и благословение: культуры, языки, традиции, легенды, в которых частичка нас и сила духов наших предков?
В результате 12 апреля 2021 года появился социальный стартап «Кындыкан», который объединил фотографов, видеографов, редакторов, дизайнеров и других специалистов из разных сфер. У проекта появился образ — девочка в национальном костюме, детский символ Севера и Арктики, вышли книга-сказка «Невероятная история Кындыкан» и мультфильм по ней, реализовано уже множество творческих идей.
Сформировалась креативная экосистема, которая помогает эвенской девочке встать в один ряд с известными этническими персонажами, такими как Покахонтас, Мулан, Моана, Маугли. Чтобы репортажи из самых отдалённых уголков Якутии увидело как можно больше людей, а у наших северных «гениев места» появились рабочие места и возможность рассказывать о себе миру, преодолев «цифровой барьер».
30 мая с Байконура куколка Кындыкан отправилась в космическое путешествие. На руках пилотов МКС в июне она появилась в видеообращении к участникам VIII Международных спортивных игр «Дети Азии».
Астрахань
Как коренная астраханка Наталия Туйгунова способна влюбить любого в самые непарадные места родного города.
Моя бабушка была рыбачкой на Каспийском море, а её брат выводил знаменитые астраханские сорта арбузов. С таким бэкграундом я была просто обязана сделать что-то для любимого края. Подкрепив знания детства культурологическим образованием, шесть лет назад я создала проект «Хулиганские экскурсии по Астрахани».
В его основе лежала очень простая идея: рассказывать о городе неформально и показывать его скрытые (зачастую не самые изящные и чистые) уголки — там, где он выглядел потрёпанным и уставшим. Например, старые дворики этнических подворий. Это когда-то тут были роскошные караван-сараи, а теперь здесь верёвки для белья, швабры, облупившаяся штукатурка. Но вместе с этим — старые сундуки, потёртые каменные ступени, крючки в потолке для гигантских торговых весов. Всё вместе — неповторимый антураж и чисто астраханский колорит.
Таких мест в историческом центре Астрахани предостаточно. Вместе с хулиганскими экскурсиями я начала развивать проект DvorMedia — маленькое СМИ, которое писало об Астрахани с любовью. Мы сделали несколько десятков фотопроектов, видеороликов, в которых с юмором и нежностью рассказывали об особенностях Астрахани.
Так какие же они, эти особенности? Астраханскую землю ещё несколько тысяч лет назад населяли кочевники. Скифы, сарматы, аланы, хазары и монголы облюбовали эти места из-за широты степей, близости к Волге и тракта Великого шёлкового пути. Сотни купцов проходили здесь, оставляя кусочки своей культуры. А кто-то оставался и сам.
Так появилась одна из главных фишек Астрахани — мультикультурность. Она проявляется в фасадах зданий, еде, внешности горожан. Этим невольно начинаешь любоваться, когда приезжаешь впервые. Находить пасхалки разных культур по городу — любимая игра моих экскурсантов. Например, признать старинный азиатский банк в главной библиотеке города удаётся не всегда с первого раза. Особенно если видишь в остальных зданиях на улице знакомые ампир, барокко и модерн.
А вот отыскать лютеранскую кирху в Армянском квартале намного легче. Старое деревянное здание выделяется на фоне небольших домов местных жителей. Такой поиск захватывает, но играть в эту игру нужно точно не днём. Потому что сухая жара с ветром — это вторая особенность Астрахани.
Летом торговцы выходили продавать свои товары (в числе которых свежайшая рыба) в четыре-пять утра. И до десяти прилавки их были пусты. Дальше отдых, горячий чай (лучшее средство от жары) и торговля уже на вечернем базаре.
Переживать жару лучше всего на берегу одного из многочисленных астраханских ериков. Это узкие речушки, которые, словно сеть, опутывают Волгу, формируя её дельту. Весной они разливаются, а летом входят в русла. А с середины июля в этих ериках распускается волшебство. Дикий розовый лотос окутывает горячий воздух над речушками сладким ароматом. Учёные до сих пор спорят, как редкий цветок оказался в наших краях, но факт в том, что с каждым годом его тут становится всё больше.
Самара
Александра Шайдрова называет себя не экскурсоводом, а проводником Самары, и раскрывает её туристам и самарцам через истории горожан.
Родилась я и выросла в городе Куйбышев — уже когда поступала в институт, Самаре вернули историческое название. И долгое время мои представ ления о ней ограничивались районом переселенцев — с широкими проспектами и сталинками. В юности я узнала другую Самару, и она показалась мне неотёсанной деревней. Только учась в вузе, я смогла её по-настоящему полюбить — много гуляла по центру и осознала, что всё это тоже моя Самара. Такая разная.
Я рассказываю о ней через истории горожан. Для меня правда — это то, что помнят и чувствуют люди, как они рассказывают своим детям о событиях, которые видели. И я считаю более достоверными городские байки, чем архивы и документы, которые много раз переписывались и могли подделываться.
Мне нравится восстанавливать на экскурсиях жизненные истории по деталям. Прийти в самарский дворик, рассматривать, как сделан тот или иной дом, и буквально читать по нему судьбы тех людей, которые его строили, которые здесь когда-то жили.
Гуляйте по исторической части города, старинным улицам (Алексея Толстого, Степана Разина, Чапаевской). Заглядывайте в самарские дворики, заходите в открытые ворота или калитки. Вы обнаружите там совершенно особенную, секретную жизнь — людей, домов, котов и палисадников.
Обязательно загляните в Пушкинский сквер за театром драмы. Вид отсюда расскажет о городе всё и даст прочувствовать практически все его смыслы. Волга и Заволжье, Жигулёвский пивоваренный завод, корпуса бывшей паровой мельницы, Иверский монастырь, пароходные трубы СГРЭС.
Ещё одно секретное место в Самаре — небольшая рощица в конце пляжа старой набережной. Сразу, как заканчивается песок, появляется с десяток старых высоченных волжских тополей, кусты ивы и берег, округлым мысом уходящий в Волгу. Здесь можно ощутить себя истинно по-самарски стоящим между двух миров: разноликого города и всей этой одурманивающей природы, которая очень держит здесь в физическом и эмоциональном смысле. Река, просторы, виды, возможность в течение десяти минут из самого горячего центра оказаться в лесу или на берегу Волги. Всё это ценно и дорого каждому самарцу.