ГАЗ-21 и ГАЗ-24: история советской «Волги» и почему она была популярна в СССР

Люди, которые родились и выросли в СССР, прекрасно знают, что автомобиль «Волга» — это детище Горьковского автомобильного завода. А знали ли вы, что в какой-то степени ГАЗ, это ещё и немного — «Форд»? По крайней мере, именно с чертежей этого предприятия всё у нас и начиналось. Предлагаем вам историю одной из самых популярных (и престижных) марок советских автомобилей.
ГАЗ-21 и ГАЗ-24: история советской «Волги» и почему она была популярна в СССР
© МИА «Россия сегодня»
История самых популярных моделей «Волги», когда и где начали собирать этот автомобиль и насколько он был доступен для советских граждан.
Содержание статьи

Создание ГАЗ и опыт «Форда»

Всё началось в 1929 году. Шла индустриализация страны, молодому государству необходимо было развивать собственный автопром. Поэтому руководство СССР подписало в мае 1929 года соглашение с владельцами «Форда» о совместном строительстве предприятия по сборке автомобилей. Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) был построен в рекордно короткие сроки, его запустили 1 января 1932 года. В этом же году с конвейера завода сошла первая «полуторка» — грузовик НАЗ-АА (с 1933 года — ГАЗ-АА). Чуть позже появились первые легковые автомобили — фаэтоны ГАЗ-А. Почти весь выпуск этих моделей разобрали первые лица страны советского государства. Владеть автомобилем ГАЗ в то время было очень престижно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На автомобилях ГАЗ-АА и ГАЗ-А и обкатывалось автопроизводство СССР, которое в те годы ещё только развивалось, а советские инженеры и рабочие нарабатывали опыт. Влияние «Форда» потом ещё долго сказывалось на внешнем облике автомобилей марки ГАЗ, а также на их конструктивных решениях. Но, нужно отдать должное нашим специалистам, несмотря на то, что первые автомобили собирались по чертежам фирмы-прототипа, они уже отличались от американских. Так, на моделях, выпускаемых на ГАЗ, были усилены рулевые механизмы и изменена форма радиаторов. Кроме вышеназванных, до начала Великой Отечественной, завод выпустил несколько моделей грузовиков, пикап и 17-местный автобус. В апреле 1935 года, с конвейера ГАЗа сошёл стотысячный автомобиль ГАЗ-А. Во время Великой Отечественной автозавод переключился на военную технику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автомобиль Волга СССР
МИА «Россия сегодня»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«И почём будем Родину продавать?»

Сразу после победы в Великой Отечественной на заводе вышла новая модель легкового автомобиля — «Победа» (ГАЗ-М20). Изначально новую модель хотели назвать «Родиной». Но во время презентации разработки Иосиф Сталин задал вопрос разработчикам: «И почём будем Родину продавать?». Название было решено сменить, так появился автомобиль «Победа», который стал прототипом известного нам ГАЗ-21.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Автомобиль Волга СССР
МИА «Россия сегодня»

Первая «Волга»

Разработка нового автомобиля велась, начиная с 1952 года. Причём параллельно шли два независимых проекта: «Звезда», который вёл художник-конструктор Джон Вильямс и «Волга» (художник-конструктор — Лев Еремеев). Макеты автомобилей были готовы в 1953 году, руководство выбрало вариант Еремеева и в 1954 году образец М-21 уже активно испытывался на трассах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1956 году Горьковский автомобильный завод выпустил первую «Волгу» — ГАЗ-21. Это был продвинутый по тем временам седан, с объёмом двигателя 2,5 литра и мощностью 75 лошадиный сил. Ещё одно новшество — совершенно удивительное по тем временам — на автомобиль, помимо механики, устанавливалась автоматическая коробка передач, разработанная на основе трансмиссии Ford-O-Matic.

Осенью и зимой 1956 года новые автомобили активно испытывались на дорогах страны, пройдя 29 тысяч километров по западной части СССР. Тогда же все поняли, что это была, на тот момент, действительно крутая машина. Динамичная, мощная, с высокой комфортабельностью, но при этом — более экономичная, чем предыдущая «Победа». Кроме этого «Волга» могла дать хорошую фору зарубежным аналогам, потому что была более приспособлена к нашим дорогам. Посмотрите на канале Алексея Ракаускаса историю создания «Волги».

Нажми и смотри

Автомобили ГАЗ-21, которые выпускались с 1959 до 1962 года, назывались «другой серией» «Волги». К этому времени автомобиль внешне немного модернизировали: заменили форму передних крыльев, увеличили колёсные арки, изменили облицовку радиатора. При этом, механическая часть и салон остались прежними.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новая «Волга»: ГАЗ-24

Официально считается, что день рождения автомобиля ГАЗ-24 — 15 июля 1970 года. Но на самом деле новую «Волгу» начали проектировать и создавать гораздо раньше. И заменил ГАЗ-24 предыдущую модель на конвейере тоже раньше. Внешний облик нового автомобиля Горьковского автозавода был спроектирован ещё в 1964 году, тогда же уже была заложена и техническая начинка модернизированной машины. В модернизированной «Волге» был увеличен кузов и занижен профиль. Под капот поставили двигатель объёмом в 2,4 литра, который мог развивать от 85 до 95 л.с.

Сборка первых ГАЗ-24 началась осенью 1967 года. В следующем году была выпущена опытная партия из 32 автомобилей, кроме этого, новый ГАЗ-24 попал на выставку советского автопрома на ВДНХ. В 1969 году опытная партия седанов увеличилась до 215 машин. Но так так серийное производство нового автомобиля стартовало 15 июля 1970 года, именно эта дата и считается исторически началом производства самой популярной в СССР «Волги». Параллельно, в июле 1970 года было свёрнуто производство ГАЗ-21.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ГАЗ-21, ГАЗ-24
МИА «Россия сегодня»

Почему ГАЗ-24 был самой популярной машиной в СССР

ГАЗ-24 был мечтой, практически, каждого советского автолюбителя, именно двадцать четвёртая модель считалась самой надежной машиной отечественного автопрома, по ней измеряли благосостояние и статусность владельца. Именно на этих «Волгах» тогда ездила номенклатура, директора заводов и крупных магазинов, чиновники, сотрудники КГБ, и другие, власть и деньги имущие. ГАЗ-24 стал самой массовой легковой моделью Горьковского автозавода в СССР: до прекращения его выпуска в 1992 году с конвейера предприятия сошло 1,4 миллионов автомобилей. За рубежом этот автомобиль оценили тоже очень высоко, новая «Волга» получила золотые медали на Международных выставках в 1969 году в Пловдиве и в 1970 году в Лейпциге. Стоил ГАЗ-24 около 5 тысяч рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ГАЗ-24
МИА «Россия сегодня»

ГАЗ 3102 и другие серии

Эта модель впервые сошла с конвейера ГАЗ в 1981 году. Новая модель имела ещё более мощный силовой агрегат — до 105 лошадиных сил. В 80-е годы машину подобного класса могли себе позволить чиновники, номенклатура, а также партийные деятели среднего и высшего звена. Это был очень популярный на тот момент автомобиль.

В 1985 году выходит ГАЗ 24-10. По сути, это просто новая модификация всем известной машины ГАЗ-24. Да, обновился салон, появилась радиаторная решетка из пластика, кузов автомобиля тоже несколько раз видоизменился. Но, по словам бывших владельцев «Волги», качество автомобилей с началом перестройки стало падать и окончательно рухнуло с развалом СССР. Но это уже совсем другая история.