7 фильмов о маньяках, за которыми стоят настоящие истории
«Стальная бабочка», Россия, 2012
В этом российском фильме Дарья Мельникова потрясающе органично играет роль беспризорницы по прозвищу Чума (из-за её фамилии Чумакова). Милиционеры буквально принуждают девочку-подростка стать живцом для ловли серийного маньяка, и дело чудом не заканчивается смертью.
Параллельно, как часто бывает в таком возрасте, Чума влюбляется в следователя и со свойственными улице простотой и напором прокладывает путь к его сердцу, отказываясь понимать, что для него она – просто ребёнок. По счастью (что, можно сказать, не так часто происходит в мире искусства и не только), сам следователь адекватно воспринимает ситуацию.
История, которой вдохновлялись создатели фильма, достаточно свежая – она произошла в девяностых годах в Санкт-Петербурге. Маньяк по имени Павел Шувалов охотился на девочек-подростков в светлых колготках. Характерной деталью его почерка было натягивание этих колготок своей жертве на голову.
Отлавливал девочек Шувалов вовсе не в тёмном парке, как думали следователи в фильме. Он выслеживал моменты, когда девочки пытались пройти турникет в метро без билета и отводил их якобы провести с ними воспитательную беседу. Но вместо разговоров он насиловал и убивал девочек.
Он успел убить пять девочек, а шестую – ту самую, подсадную от милиции – внезапно отпустил. Что-то его, видимо, насторожило. В конце концов его привлекли как свидетеля, но он начал на допросе всё рассказывать сам, словно только и ждал, что его арестуют.
Странная фиксация на колготках связана с травмирующей ситуацией в детстве Шувалова. Когда ему было двенадцать лет, его избила толпа мальчишек. Мальчишки также натянули ему на голову колготки. Возможно – хотя это нигде не упоминается – Шувалова ещё и изнасиловали, иначе трудно понять именно эротическую фиксацию на колготках на голове. Его приговорили к расстрелу, но заменили приговор на пожизненное.
«Молчание ягнят», США, 1991
В одном из самых знаменитых фильмов о маньяках-убийцах, ставшем буквально культовым, серийный людоед и профессиональный психолог-криминолог по имени Ганнибал Лектер, которого мастерски сыграл Энтони Хопкинс, помогает стажёрке ФБР Клариссе Старлинг распутать дело убийцы молодых женщин, прозванного Буффало Биллом. Убийца снимает со своих жертв кожу, чтобы шить себе наряды. Он ловит на живца и потому в его лапах оказываются самые добрые и отзывчивые девушки. Лектер, однако, зол на ФБР и потому его помощь то и дело запутывает следствие.
Прототипами двух маньяков стали такие печально известные личности, как Тед Банди, Роберт Модсли, Гэри Хейдник и Эд Гин. Эд Гин известен тем, что, помимо прочего, изготавливал из кожи своих жертв одежду. На его счету как минимум две жертвы и, вероятно, ещё пять (его причастность не смогли доказать). Гэри Хейдник держал в подвале молодых женщин – совсем как Буффало Билл.
Роберт Модсли раз за разом убивал других сидящих с ним в тюрьме преступников – он попал за решётку за одно убийство и уже в тюрьме совершил ещё три. Так что большую часть своего заключения он проводит в одиночной камере, куда охранники заходят, соблюдая множество мер предосторожности. И да, Модсли съел мозг одной из своих жертв.
Тед Банди завлекал девушек, изображая человека с травмой и прося их о помощи. Уже в тюрьме он, по легенде, консультировал следователей по поимке других маньяков. То есть, Банди фактически стал прототипом обоих маньяков из фильма. Кстати, точное количество его жертв, как и в случае с Лектером, до сих пор неизвестно. Слишком уж он был умён.
А вот какая его черта не вошла в фильм – это склонность возвращаться к телам своих жертв, чтобы снова совершить с ними соитие. Часто перед тем он переодевал и украшал мёртвых женщин. Когда его приговорили к смертной казни, руководствуясь его собственными показаниями, он буквально обиделся и заявил присяжным, что они неправы.
«Зодиак», США, 2007
Семидесятые годы. Американская полиция безуспешно пытается вычислить и поймать маньяка-убийцу, пока тот шлёт полицейским насмешливые сообщения. Главный герой умудряется найти Зодиака – так подписывается маньяк – по косвенным уликам, но доказать его виновность нелегко. Единственная выжившая жертва сейчас не в стране. Почерковедческая экспертиза не подтверждает, что автор писем в полицию и подозреваемый – одно лицо. И всё же слишком большое количество совпадений заставляют главного героя год за годом искать доказательства, чтобы поймать убийцу.
Фильм основан на истории, которая действительно произошла в шестидесятых-семидесятых годах двадцатого века. Маньяк-убийца присылал в редакцию газеты письма с насмешками над следствием. В эти письма он добавлял криптограммы с подсказками, которые помогли бы следствию, если бы только полицейским удалось их расшифровать – в них содержались личные сведения об убийце. Эксперты сумели разгадать три из этих четырёх криптограмм, но Зодиак оставался неуловимым.
Сам маньяк взял на себя ответственность за почти что сорок убийств, но достоверными его признания считаются сейчас только относительно семи эпизодов, притом двое из его жертв остались в живых. Так, чудом выжил подросток Майкл Мажо, которому Зодиак выстрелил в грудь и голову. Через двадцать два года именно Мажо опознает убийцу, но будет поздно – подозреваемый в качестве Зодиака умрёт от естественных причин.
В отличие от многих других маньяков, Зодиак не руководствовался ни корыстью, ни эротическими побуждениями. Скорее, он был похож на битцевского маньяка, который убивал потому, что ему нравилось чувствовать свою власть над чужой жизнью. Сам Зодиак утверждал, что собирает себе рабов для загробной жизни, но это с достаточно большой вероятностью была только рисовка на публику – вынесение игры со следствием в публичное пространство щекотало маньяку нервы, добавляя ощущений.
«Снежный город», США, 2011
Мрачный, с неспешным шагом, шокирующий фильм, атмосферу которого выдерживает не каждый, рассказывает историю шестнадцатилетнего мальчика, который случайно знакомится с самым страшным убийцей страны. И этот убийца был единственным, кто защитил его от домогательств мужчин, падких на неблагополучных мальчиков – так что у подростка сильно смещаются представления о хорошем и плохом. Шантажируя жизнями братьев, маньяк заставляет мальчика помогать ему в его кошмарных делах, и тот испытывает сложную смесь чувств – от ужаса до чувства торжествующей справедливости.
Фильм удостоился особого упоминания на фестивале в Каннах и основан на реальных событиях. Взрослый убийца списан с австралийского маньяка Джона Бантинга, подростка в жизни звали Робертом Вагнером. Бантинг охотился на разных мужчин, то ли серьёзно полагая своих жертв педофилами, то ли назначая их таковыми, чтобы оправдывать свою тягу к убийствам. Заодно банда, которую сколотил Бантинг и в которую вошёл Вагнер, убивала просто «неправильных» людей – наркоманов, толстяков и геев.
Убийства происходили в девяностых годах. Каждый раз перед убийством маньяк с подручными пытал свою жертву. В ход шли плоскогубцы, кислота, ножи и электрошокеры. В какой-то момент убийства перешли на каннибализм. Участники банды из четырёх человек получили от десяти до двадцати шести лет заключения. Поймать убийц было нелегко – пытками они заставляли жертв записывать обращение к родственникам, в котором говорили, что намерены уехать и не выходить на связь по личным причинам. В результате в полицию семьи обращались слишком поздно.
«Милые кости», США и Новая Зеландия, 2009
Этот фильм о том, как жертва педофила-убийцы наблюдает за жизнью своих родных, которая меняется после её смерти, и понимает, что её младшая сестра вот-вот станет следующей жертвой, часто рекомендуют для просмотра девочкам-подросткам. В ленте отсутствуют натуралистические сцены, очень мягкое повествование (хотя есть и острые моменты) и очень хорошо видно, как обычно действуют насильники-педофилы.
Фильм был снят по книге писательницы Элис Сиболд, а она написала её по следам тяжёлых событий в своей жизни. Когда Элис была молодой девушкой, её изнасиловал мужчина. Его спугнули, и Сиболд позже узнала от полиции, что ей повезло – предыдущую жертву насильник ещё и убил. Он охотился на девушек старшего подросткового возраста.
Пережитое заставило Элис изучить повадки насильников, нападающих на молодых девушек, и она узнала, что чаще всего сценарий происходит не так же, как в её жизни. На подростков редко нападают незнакомцы. Обычно они становятся жертвами тех, кого хорошо знают – например, тихого соседа, который как раз обустроил замечательное убежище для детских игр. Так что в основе фильма – не только история Сиболд, но и несколько разных реальных историй. В России, например, вот так заманил, изнасиловал и убил двух маленьких соседских девочек маньяк по имени Иван Панченко, перед тем нападавший на девушек постарше.
К слову, насильника Сиболд умудрилась поймать она сама – она узнала его, случайно увидев, и сообщила полиции. Если бы этого не произошло, как утверждают эксперты, насильник бы не удержался от того, чтобы нападать на девушек дальше – и убивал бы их обязательно.
«Злодеенко», Италия, 2004
В советской киевской школе один из учителей пытается изнасиловать свою ученицу. Но в итоге разбирательства руководство всего лишь заставляет насильника написать заявление об увольнении по собственному желанию. Бывшего учителя почти сразу вербует КГБ, чтобы найти с его помощью компромат на одного большого человека.
Злодеенко – именно такова фамилия учителя – получает возможность колесить по всей стране на поездах и в результате пользуется этой возможностью, чтобы насиловать, убивать и съедать детей по всей стране. Очень долго ему удаётся уйти безнаказанным. В конечном итоге из него с помощью гипноза добывают признания. Оказывается, он убил более полусотни детей.
В основе фильма лежит история знаменитого советского маньяка Андрея Чикатило. Почерк главного злодея действительно снят с Чикатило, как и профессия – учитель, но всё же в деталях фильм отошёл от реальной истории в сторону реально существовавших советских городских легенд. Когда Чикатило ещё не был пойман, многие верили, что ему удаётся уйти безнаказанным, потому что на самом деле его покрывает КГБ. Впрочем, маньяк действительно не ленился ездить ради убийств по разным городам, доехав однажды даже до Ташкента.
Оригинальное название фильма – «Эвиленко», от английского evil – зло. Его частично отсняли в Киеве, в массовке участвовали ученики Суворовского училища, а в создание саундтрека приняла участие солистка рок-группы The Cranberries Долорес О’Риордан.
«Преднамеренное убийство», США, 1993
Поскольку это телефильм, для российского зрителя ничего, скорее всего, не скажут имена исполнителей главных ролей – Марки Пост и Корбина Бернсена. По сюжету фильма, уже двадцать лет жители американского городка время от времени слышат о зверских убийствах. Все двадцать лет их – пока что безуспешно – пытаются раскрыть.
В конечном счёте окажется, что убийца, которого найдёт главная героиня, выбирал в жертвы мужей своих любовниц, а потом делил со своими женщинами страховку на убитых. Правда, чтобы поймать убийцу, героине приходится рискнуть жизнью своего мужа и пойти на роман с маньяком (именно маньяком, потому что убивает он с явным удовольствием).
В основу истории легла история Гленнона Энглмана, стоматолога из Сент-Луиса. За двадцать два года он совершил не меньше семи убийств (на самом деле, подозревают, что на некоторые не нашли доказательства или просто не стали расследовать, а жертв несколько больше). Первое убийство было совершено в 1959, последнее – в 1980 году. Вот только женщины сами нанимали его, чтобы расправиться с постылыми, но хорошо застрахованными мужьями. Гленнону не приходилось никого соблазнять. Нанимательницы хорошо оплачивали его грязную работу.
Во время допросов Энглман признался, что с детства не испытывал трепета, причиняя другим мучения, да и вообще чувство страха ему практически незнакомо. Этой своей особенностью он даже гордился. Убивать ему даже нравилось, но ещё больше – планировать убийства, уничтожать следы и смотреть, как бессильно пытаются понять произошедшее полицейские.
Своих первую и третью жертву стоматолог застрелил. Вторую – оглушил камнем, чтобы столкнуть в колодец, и затем и колодец, и тело взорвал динамитом. Четвёртая, пятая и шестая жертвы были мужем и свёкрами заказчицы, Гленнон расправился с ними с одним за другим. Седьмая, кстати, была женщиной. Энглман взорвал её в автомобиле за то, что она залолжала ему огромную сумму. Быть может, она тоже была заказчицей и оплатить должна была совершившееся преступление? Гленнон этого не раскрыл. Его приговорили к тюремному заключению, и он умер от диабета в 1999 году, в возрасте семидесяти двух лет.