Фильм «Кентавр» с Юрием Борисовым: одна ночь, одна машина, два одиночества
О чем
Ночь, пустая темная дорога, чуть подсвеченная фарами одинокой машины. Все в тумане. На контрасте с плохой видимостью очень четко озвучены шум дороги, шорох подъезжающего авто. Кажется, это не российский фильм, а заставка скандинавского сериала. Скоро дадут общий план сосен в снегу и белые брови хорошенького детектива. Однако в окне машины мы видим Юру Борисова. И это не разочарование. Атмосфера нуара Юре к лицу. Здесь он Саша, бледный, таинственный водитель такси, который работает исключительно в темное время суток. «Ночью люди раскрываются с другой стороны», — говорит водитель-психолог своим пассажирам, вычисляя каждого на раз. Вот любовник, едущий из отеля к опостылевшей жене. Вот юный богач, сделавший состояние на биткоинах. А вот продажная девушка Лиза.
«Эскортница, – уточняет резкая на поворотах, ярко накрашенная попутчица. – Эскорт – это не только секс, я не мясо. Надо уметь поддержать разговор». Диалог Саши и Лизы длится ночь напролет в одной и той же машине. При таких обстоятельствах слабые диалоги уничтожили бы фильм. Но у авторов все получилось. Зрителю не скучно, он становится свидетелем живой, цепляющей за больное беседы двух одиноких людей, выброшенных на обочину жизни. У которых один и тот же процент прибыли от так себе работы – ночного извоза и продажного секса. И одинаковый план – вырваться из этой среды. Саша инвалид с детства, мечтает накопить деньги на операцию, чтобы ходить, как нормальные люди. Лиза грезит о богаче, любящем детей, от которого она родит, а он ей купит квартиру и машину. Все это звучит, как сказка, миф о современной золушке, чей принц так и не приехал. Или как вариант он – нищий кентавр, у которого вместо ног – машина.
А в реальности, за пределами спасительной тачки-убежища кто-то убивает и расчленяет девушек по вызову. И этим «кем-то» может оказаться наш обаятельный милый таксист.
Детали
Режиссер Кирилл Кемниц, ранее известный по низкорейтинговым фильмам, в частности «Zoмби-каникулам» с Юлей Волковой из «Тату», в этот раз снял кино совсем другого уровня. Не без помощи крутой команды – продюсера-международника Ильи Найшуллера («Хардкор», «Никто»), его жены Даши Чаруши, написавшей достойный саундтрек, сценариста Михаила Зубко («Филатов», «Мосгаз») и оператора Роберта Саруханяна, снявшего второй сезон «Эпидемии».
Операторскую работу хочется отметить отдельно. Из сложной ночной съемки Роберту удалось выжать максимум того, на что способны темные кадры. Он словно вытащил всю изнанку ночной жизни, в которой оказалось очень много красоты. Это и всполохи огней спящего города, и отблески на лицах героев, чьи эмоции будто нарисованы в скудном освещении простым карандашом. А чего стоит сцена с танцующей на заброшенной стройке Лизой, которая балансирует на узкой балке в луче света, готовая в любой момент упасть и исчезнуть.
Игра актеров – еще одно, ради чего стоит посмотреть фильм. Про Юру Борисова разговор короткий: большая часть публики кинулась смотреть кино, едва увидев его имя в титрах. При этом нельзя сказать, что он везде один и тот же. Просто есть некий феномен – Юра Борисов и его горящий взгляд. Он есть везде. А кто под ним скрывается в данном контексте – хороший парень или хладнокровный маньяк, останется загадкой до самого финала.
Лиза тоже окажется не такой уж простушкой, как можно подумать вначале. Ее роль мастерски исполнила Анастасия Талызина, внучка знаменитой актрисы, актерские гены сработали идеально.
На что похоже
Многие сравнивают фильм с «Таксистом» Мартина Скорсезе и «Драйвом» Николаса Виндинга Рефна. Определенное сходство есть: атмосфера и построение сцен сделаны в том же стиле. Но поворот, произошедший ровно в середине фильма, не похож ни на один из референсов. И если до него фильм держал силой диалогов, то после — буквально вжимает в кресло, не отпуская до самого конца мощнейшим саспенсом.
На героя «Таксиста» шофер из «Кентавра» похож боязнью открыться миру, именно поэтому вначале он привирает про свою инвалидность, рассказывая Лизе небылицы о том, как получил травму ног то в гонках, то на войне. А с «Драйвом» Сашу роднит то чувство свободы, которое охватывает его в машине, когда тачка — твое второе я, когда в ней ты неуловим. То есть машина здесь — отдельный герой. Даже когда все предали и выхода нет, железный конь вывезет.