День сурка: 8 фильмов о петлях времени, которые нужно преодолеть
«День курка» Джо Карнахана
Чистопородный отвязный боевик о спецназовце, который застрял в каком-то подобии компьютерной игры. Наоми Уоттс и Мэл Гибсон служат гарантом качества. Сколько раз они умрут, воскреснут и произнесут свои фирменные речи, знает только главный герой в исполнении Фрэнка Грилло. Он-то ведёт счёт этим бесконечным дням. Чтобы вырваться из замкнутого круга, ему предстоит многое понять о себе, своем отношении к семье: бывшей жене и сыну, который живет в неведении, кто его отец...
«Зеркало для героя». От советского кинобюро
Сюрприз! В советском кинематографе, хоть и незадолго до перестройки, Владимир Хотиненко снял подлинную глубокую драму о конфликте поколений – «Зеркало для героя». Двое мужчин – молодой учёный и горный инженер чуть постарше него, застревают в 8 мая 1949 года в небольшом городке в Донбасе. Сергею, ещё вчера разругавшемуся со своим упрямым отцом, предоставлен шанс понять ценности, на которых выросли родители. А горняк Андрей займётся исправлением всех ошибок прошлого. В том числе и попытается закрыть ту шахту, из-за которой через 20 лет сядет в тюрьму.
Сложное и гулкое кино перебивается кадрами хроники. Фантастическая составляющая полностью отсутствует: Хотиненко неинтересно объяснять физические особенности этого повторяющегося мира. Он, очевидно, хочет сделать свой гудящий 1988 год лучше за счёт напоминания о том, что без наших родителей никакое будущее невозможно. И что времена действительно бывают другими. И что прошлое невозможно изменить. А вот попытаться понять, принять и полюбить очень даже.
«Провал во времени» и «Беги, Лола, беги». Опасность зациклилась
Боевое, взрывное, силовое кино 90-х не могло обойти такую благодатную почву, как бесконечно повторяющийся день. В 1997 и 1998 году выходят картины, которые, каждая по-разному, удивляет публику. Но объединяет их невероятная скорость, на которой проносятся дни, реальное чувство опасности, от которой не спрятаться и... женщина в главной роли, которая старается исправить ситуацию.
Фильм 1997 года – американская фантастика «Провал во времени». Здесь есть все составляющие, чтобы у героев начались проблемы: техасские прерии, загадочная лаборатория с учёным-экспериментатором, таинственный незнакомец и боевитая блондинка. Главная звезда здесь – неожиданно опасный и брутальный Джеймс Белуши. А подлинный страх внушает сценарный ход, согласно которому каждый виток времени становится всё ужаснее и убийственнее. К финалу зритель достигает максимальной степени отчаяния вместе с главной героиней. Проверьте и вы этот эффект на себе.
А немецкий running-movie «Беги, Лола, беги» 1998 года от Тома Тыквера и вовсе стал культом. 2 года после выхода в прокат картина собирала престижные награды. А всего-то, казалось бы, надо было заставить Франку Потенте покрасить волосы в красный и дать на решение смертельной задачи 20 минут. В этом фильме нет бесчисленного количества смертей и жизней. Всего 3. Но уникальный взгляд Тыквера, как и внимательность Лолы, цепляет на бегу каждую деталь. Лола всего за пару жизней умудряется понять, что и как надо исправить. Том умудряется показать не только её несущуюся жизнь, но и жизнь всех других, на которых она повлияла. Ну и конечно, в этом фильме есть современная дерзость и потрясающая визуальная стилистика, увидев которую раз, вы забыть точно не сможете.
«Грань будущего». Игра на жизнь
Самая благодатная почва для создания сюжета о временной петле – нет, не спасение своей души, но спасение всего человечества. Или его приличной части. Очень благородно и волнительно. Как раз в героическом духе Тома Круза. «Грань будущего» в 2014 году сорвала аплодисменты и критиков, и зрителей. Не только потому, что у Круза внезапно прорезалось чувство юмора, но и потому, что режиссёр Даг Лайман до последнего оттягивал ответ на вопрос, так в чём же дело? До источника зацикливания надо было добраться. И это в прямом смысле гонка на выживание.
Технологичный фантастический боевик быстро затягивает зрителей в круговорот повторяющихся событий. А джентельмен Круз в кои-то веки не пытается задвинуть на второй план свою партнёршу. Эмили Блант – не девушка в беде и не вспомогательный одноразовый киллер. Она вообще тут босс. Но всё же главное в «Грани будущего» – это то, насколько это кино заводное. Два безостановочных часа гарантированы.
«Исходный код». Подключение к эмпатии
«Исходный код» 2011 года играет на тех же чувствах. Только работает с угрозой куда более реальной. Случайно или нет, но картина о запланированной масштабной железнодорожной катастрофе и тайном взрывателе, которого ищет Джейк Джилленхол, вышла незадолго до 10-летия со дня падения Башен-близнецов. Так что подключиться к эмпатии зрителей оказалось куда проще, чем подключиться к сознанию главного героя.
Фильм раскрывается зрителю, как распускается многослойный цветок: от одного кресла, где Джейк сидит, до всего состава и местности, по которой он несётся. А в финале, не важно, счастливом или нет, в голове остаётся звенящий вопрос: а что, такая технология уже существует? Какая «такая»? Посмотрите – узнаете.
«Зависнуть в Палм-Спрингс». Неубиваемые романтики
Что, если ваша любовь могла бы длиться вечно?.. Звучит настолько романтично, что над этим хочется как-то посмеяться. Что и сделал в 2020 году Макс Барбаков.
Циничная комедия «Зависнуть в Палм-Спрингс» стала настоящим карантинным хитом (потому что вышла сразу в онлайн-кинотеатрах). Показала, как между отнюдь не безупречными героями зарождаются чувства. Вдоволь поиздевалась над американскими свадебными традициями. И продемонстрировала, что теория «исправить ошибки, чтобы вырваться из петли» не единственная рабочая. Кино нетолерантное, но действительно смешное. В том числе благодаря главному актёрскому дуэту: Энди Сэмбергу и Кристин Милиоти. Эта пара не провозглашает торжество великой любви. Но именно поэтому отношения этих двоих так трогают.
К слову, за свою роль в этом фильме Энди Сэмберг был выдвинут на «Золотой глобус» в номинации «Лучший актер в комедии или мюзикле», а сама картина – удостоена номинации как «Лучшая комедия». И это не единственные номинации фильма, не все из кинопремий этого годв еще подвели свои итоги.
«50 первых поцелуев». Влюби меня, если сможешь
А вот Питер Сигал обошёлся с «днём сурка» максимально реалистичным образом. Потому что такой диагноз, с которым героиня Дрю Бэрримор живёт в фильме «50 первых поцелуев», действительно существует. Редкий, конечно, но такое случается, что человек на утро забывает всё, что с ним случилось вчера. И дальше на арену выходит не фантастическая сила, а сила любви. Ну или азарта. Ведь это же тот ещё челлендж каждый день влюблять в себя одну и ту же девушку.
Ромком с Адамом Сэндлером уже кажется чуть старомодным: мы сегодня любим другой тип юмора. Но нельзя не отметить, что всё же в романтическом амплуа это одно из его лучших появлений. И отличный урок добрым молодцам, как не расслабляться с любимыми.