Да, они существуют: кто она – современная ведьма?
Отношение к ведьме в истории
На протяжении почти всей истории человечества она была тем, кого нужно бояться, сверхъестественной, «Другой», которая угрожала безопасности добропорядочных почтенных граждан или манипулировала реальностью в своих меркантильных целях.
Она — изгой и персона нон грата в любой культуре. Хотя ее часто считают разрушительной сущностью, на самом деле женщина-колдунья исторически была скорее жертвой, чем виновницей насилия.
Как и другие «страшные» чужаки, она занимает парадоксальную роль в культурном сознании, являясь одновременно злобным агрессором и уязвимой добычей.
Трансформация образа ведьмы
Однако за последние 150 лет ведьма проделала еще один магический трюк, превратившись из чудовища в фигуру вдохновения.
Теперь она может быть как героиней вашего любимого телешоу, так и злодейкой. Она может появиться в образе языческой богини или любимого музыканта, который излучает колдовские вибрации в клипах или на сцене.
Может, она — это вы, а «ведьма» внутри вас — это личность, которую вы примерили на себя по разным причинам: искренним или легкомысленным, публичным или интимным.
Путь ведьмы
Сегодня как никогда все больше женщин выбирают путь ведьмы, будь то в буквальном или символическом смысле.
Они ходят по подиумам и тротуарам в черных одеждах, украшая себя пентаграммами и кристаллами, достойными внимания социальных сетей.
Они объединяются друг с другом, чтобы провести ритуалы, посоветоваться с картами Таро и наметить судьбоносные решения.
Во многих странах женщины даже устраивают марши и митинги в борьбе за свои права в патриархальном обществе.
Год за годом в СМИ появляются заголовки: «Это время ведьм!», а журналисты пытаются осмыслить растущую «тенденцию интереса к ведьмам».
И все это заставляет задуматься: Почему?
Почему ведьмы имеют значение? Почему они сейчас чуть ли не повсюду? Что, собственно, они собой представляют? И почему они не уходят?
Ведьмы имеют значение
Фактически, чем больше углубляешься в тему «Ведьма», тем сложнее она становится. Она — скользкий дух: попробуйте прижать ее к стенке, и она лишь отступит еще дальше в глубокий, темный лес.
При этом нынешняя «Волна ведьм» не является чем-то новым. Достаточно вспомнить 90-е, когда новую Россию захватило увлечение мистикой, а на каждом канале вещал какой-нибудь экстрасенс.
В поп-культуре конца тысячелетия практически исчезает демонизированный образ ведьмы-одиночки и появляются такие фильмы, как «Баффи — истребительница вампиров», «Зачарованные» и «Колдовство», «Практическая магия», не говоря уже о «бунтарках» и феминистках третьей волны, которые учили тому, что женская сила может быть разного цвета и сексуальности.
Странный всплеск интереса к мистицизму угас так же внезапно, как и начался.
Возрождение ведьм
В этот раз магия снова вернулась в массовом, но, конечно, более прогрессивном формате.
Современные женщины могут идентифицировать себя и как ведьму, и как архетип ведьмы в целом. В любой момент времени могут использовать слово «ведьма» для обозначения своих духовных убеждений, своих сверхъестественных интересов или своей роли динамичной женщины в мире.
Для ясности: вам не обязательно практиковать колдовство или любую другую альтернативную форму духовности, чтобы пробудить свою внутреннюю ведьму. Вы можете почувствовать влечение к ее символизму, ее стилю или ее историям, но не собираетесь бросаться покупать котел или петь песни небу.
Концепция ведьмы сохраняется, потому что она выходит за рамки буквализма и потому что у нее так много темных и искрящихся вещей, которые, несомненно, завораживающе притягательны.
Многие люди зацикливаются на «правде» о ведьме, и многочисленные прекрасные книги по истории пытаются рассмотреть эту тему с точки зрения так называемой фактологии.
- Действительно ли люди верили в магию? Несомненно, верили и продолжают верить.
- Были ли тысячи жертв, убитых во время охоты на ведьм в XVI и XVII веках, на самом деле ведьмами? Скорее всего, нет.
- Существуют ли ведьмы на самом деле? Существуют, но не в буквальном смысле.
Другими словами, факт и вымысел о ведьме неразрывно связаны. Каждая из них информирует другую, и так было всегда. Один архетип может включать в себя сколько угодно разных граней.
Ведьма — отражение общества
Ведьма — это печально известный перевертыш, и она принимает множество обличий:
- Карга в остроконечной шляпе, безумно гогочущая, когда варит кости в котелке.
- Соблазнительница с алыми губами, подливающая зелье в напиток своему ничего не подозревающему любовнику.
- Переодетый французский революционер, который слышит голоса ангелов и святых.
- Безупречно причесанная домохозяйка из пригорода, которая дергает носом, чтобы изменить обстоятельства по своему желанию, несмотря на протесты мужа.
- Женщина, танцующая в чаще леса со своим шабашем, чтобы отметить смену времен года или новую лунную фазу.
- У ведьмы зеленое лицо и целая флотилия летучих мышей. Она носит шарфы, кожаный плащ и кружева.
- Она живет в Африке, в башне, в избушке на курьих ножках, в зловещей пещере и сказочных лесах.
- Она скрывается в позолоченных рамах картин, в сюжетных линиях мистических романов или между тактами призрачных блюзовых песен.
- Она одинока или член шабаша.
- Иногда она — он.
- Она ошеломляет, она отвратительна, она коварна, она вездесуща.
- Она — наша погибель. Она — наше избавление.
Наши ведьмы говорят о нас столько же, сколько и обо всем остальном — и с лучшей, и с худшей стороны.
Но больше всего ведьма — это сияющий и теневой символ женской власти и сила, способная разрушить статус-кво. Независимо от того, какую форму она принимает, она остается электрическим источником магического возбуждения, к которому мы все можем подключиться, когда нам нужен высоковольтный заряд.
Она также является сосудом, в котором заключены наши противоречивые чувства по поводу женской силы: наш страх перед ней, наше стремление и наша надежда на то, что она может становиться сильнее, несмотря на пламя, в которое ее бросают.
Философия ведьмы
Изображается ли ведьма злодейкой или доброй волшебницей, она всегда олицетворяет свободу — как ее потерю, так и обретение. Это, пожалуй, единственный независимый и постоянный женский архетип.
Девственницы, легкодоступные женщины, дочери, матери, жены — в патриархальном обществе каждая из них определяется тем, с кем она спит или не спит, заботой, которую она оказывает или которую ей оказывают, или каким-то симбиотическим долгом, который она должна в конце концов выплатить.
Ведьма никому ничего не должна! Именно это делает ее опасной. И именно это делает ее божественной.
Ведьмы обладают властью на своих собственных условиях. Они творят. Они восхваляют. Они общаются с духовным миром, свободно и без посредников.
Они — метаморфозы, и они заставляют вещи происходить так как им это нужно. Они — проводники перемен, чья главная цель — преобразовать мир из такого, какой он есть, в мир, каким бы они хотели его видеть.
Именно поэтому называться ведьмой и называть себя ведьмой — это, как правило, два совершенно разных опыта. В первом случае это часто акт деградации, атака против воспринимаемой угрозы.
Во втором — это акт восстановления, выражение автономии и гордости. Оба этих аспекта архетипа важно иметь в виду. Они могут показаться противоречивыми, но из их взаимодействия можно многое почерпнуть.
Ведьма — это высшая феминистская икона, потому что она является полноценным символом женского угнетения и освобождения. Она показывает нам, как использовать нашу собственную силу и магию, несмотря на то, что многие пытаются лишить нас этой силы.
Сейчас ведьма нужна нам больше, чем когда-либо...