Что носили викинги и почему это красиво?
О чём расскажут погребения
Мода в эпоху Средневековья была не столь переменчива, как сегодня, а облик костюма определялся этнической принадлежностью человека. Однако со временем костюм в рамках племенной идентичности все же менялся. На обширных территориях Европы и Евразии различные народы, воспринимая, поглощая и трансформируя чужеродные, экзотические импортные вещи, превращали их в «свои», меняя их смысл и даже цель использования.
При реконструкции костюма эпохи викингов специалисты часто опираются на полученные материалы погребений. Анализ расположения украшений и металлических деталей наряда, редкие находки фрагментов тканей, сопоставление полученных результатов с изображениями на поминальных камнях позволяют воссоздать моду тысячелетней давности.
Базовый гардероб: рубаха, подковка, сарафан
«Базовый» гардероб скандинавской женщины состоял из нескольких обязательных элементов. Сам костюм включал в себя несколько слоев. Нательной одеждой служила рубаха, плиссированная или гладкая, с рукавами или без. Ворот рубахи скрепляла миниатюрная серебряная или бронзовая застежка в форме подковки. Сверху надевали своеобразный сарафан очень простого покроя: два полотнища сшивались вместе, и к ним крепили бретельки. Голову женщины покрывали шарфом или косынкой. Верхняя одежда представляла собой накидку из куска шерстяной ткани.
Плотный сверток одежды был уложен в берестяной короб с антисептическими свойствами, благодаря чему и сохранился. В ходе изучения и реставрации текстильных остатков удалось выяснить, что в коробе спрятано не менее трех платьев. Самое красивое платье из красной золототканой шелковой парчи было привезено с другого конца света – из Китая.
Приталенное, с зауженными к запястью рукавами, платье расширяется книзу. Тонкие нити золота рисуют дивный узор, опоясывающий стан платья и «стекающий» по рукавам. Рисунок сохранился не полностью, но можно заметить, что центром композиции, украшающей ткань, является изображение сидящего грифона. Вторая фигура – дракон, которого грифон держит за лапу. Тело дракона закрыто причудливыми облаками. Само платье сшито в Китае и по китайской моде. Скорее всего оно попало в Европу по Великому шелковому пути.
Одежды из дорогой привозной ткани очень высоко ценились жителями варварской периферии Европы. Обладание такими нарядами – это демонстрация достатка, удачи и благополучия. Находка китайской парчи – огромная редкость, чаще встречаются фрагменты византийского золототканого шелка, ведь именно обретение драгоценных тканей было одной из целей военных и торговых экспедиций в Константинополь. На поселениях эпохи викингов Северной и Восточной Европы находят фрагменты тафты, самита, лампаса, а также узорные ткани в технике броше и лансе. Повседневные женские одеяния шили из льна и шерсти.
Украшения: простые и роскошные
Набор женских украшений мало отличался от современного – это броши (фибулы), подвески, ожерелья, кольца и браслеты. Самобытные богато декорированные североевропейские украшения резко отличались от деталей убора жительниц Восточной Европы.
Фибулы являлись важным конструктивным элементом костюма. Самыми распространенными и эффектными украшениями были овальные фибулы – крупные броши, длиной около 10 и шириной в 6-7 см. Они могли состоять из одной или двух скорлупок, поэтому иногда их называют скорлупообразными или черепаховидными. Броши из одной скорлупки украшались замысловатыми стилизованными зооморфным орнаментом. Двускорлупные фибулы были по-настоящему роскошными изделиями. Нижняя деталь отливалась гладкой, лишь на ее бортик наносилась орнаментальная кайма, а верхняя, ажурная, часто покрытая позолотой, дополнялась разнообразными накладными деталями: серебряными розетками, прорезными «шишечками», перевитой проволокой. Овальные фибулы скрепляли бретельки с передним полотнищем сарафана. В отсутствие карманов к ним на цепочках часто подвешивали мелкие, но нужные предметы, например, ножи или ключи от сундука.
Другие типы фибул (равноплечие, трилистные и большие круглые) использовали в качестве застежек на верхней одежде – их закалывали у ворота или на груди. Редко равноплечие фибулы заменяли овальные при креплении бретелей к полотнищу сарафана. Лучшие экземпляры декорированы литыми накладными фигурками животных и являются настоящими произведениями ювелирного искусства. Мужчины предпочитали демонстрировать свое богатство путем «превращения» женщины в своеобразную витрину. В составе кладов, погребений и даже культурном слое поселений арабские монеты с припаянным ушком для подвешивания – находка не редкая.
С незапамятных времен женщины украшали себя ожерельями. Бусы в раннесредневековой Европе везли в основном из дальних стран: стеклянные с территории Арабского халифата и из Византии, каменные – с Кавказа, из Индии, и Ирана. Навыки производства стеклянных изделий не были забыты на территории бывшей Римской империи – бусы продолжали делать на Балканах, в Центральной и Западной Европе. В Скандинавии их умели изготавливать из привозных стеклянных полуфабрикатов.
Существовало несколько основных техник изготовления стеклянных бусин – их делали из кусочков тянутых трубочек, стеклянной нити или из фрагментов размягченных палочек, проколотых металлической иглой. Большая группа бусин эффектно декорировалась фольгой из серебра и золота, которую помещали под верхний слой прозрачного стекла, что создавало иллюзию драгоценных украшений.
Самые красивые бусины – многоцветные, их производство требовало значительно больших усилий. Существовало несколько способов их изготовления. Например, на поверхность одноцветных бусин можно было нанести нити и капли стекла другого цвета – глазкИ. Наиболее трудоемким был процесс получения мозаичных изделий, производство которых было освоено еще в середине I тысячелетия до н.э. Двух абсолютно одинаковых бусин многоцветных бусин найти невозможно.
В Скандинавии вплоть до IX в. в моде были бусы, в которых сочетались полихромные., однотонные или декорированные серебряной фольгой бусины. С первой четверти X в. появились ожерелья, собранные из хрустальных и сердоликовых бусин. В второй половине X в. также популярными стали фаянсовые бусы, покрытые голубой глазурью.
Славянские женщины на юге и западе Восточной Европы до конца VII в. носили стеклянные бусы не часто. Однако такие украшения встречаются в кладах. Бусы привозили из Византии, Центральной и Южной Европы. В VIII в. с территории Арабского халифата на север начали поступать новые формы стеклянных бусин, получившие распространение у народов Кавказа.
Подвески, самые разнообразные по декору, также относятся к шейным украшениям. Для скандинавской культуры характерны литые, ажурные медальоны. Самым излюбленным сюжетом было изображения фантастического животного, представленного в соответствии с канонами северного «звериного» стиля. Его тело «превращалось» в ленты, свивающиеся в причудливый узор, когтистые лапы «хватались» за бортик украшения. Другой популярный мотив – изображения дракона, иногда двух, симметрично расположенных.
На руках женщины носили браслеты. Изящные украшения могла делать из заготовки, свитой из двух-трех, а при сложном витье из четырех-восьми серебряных, латунных или бронзовых проволок. Их концы завязывали сложным двойным узлом или закручивали «улиткой». Популярными были массивные рельефные браслеты, выпуклые с наружной стороны; их принято называть ладьевидные. Они отливались из медных сплавов и часто украшались чеканным орнаментом.
Материал подготовлен Государственным историческим музеем