Буллинг, матери-одиночки: острые темы, которых вы не замечали в фильмах СССР

Советские фильмы далеко не всегда рапортовали о счастливых колхозных буднях и пропагандировали «самый лучший» строй, при котором все равны. На экране порой появлялись картины, в которых честно (порой даже преувеличенно) показывалась действительность. Отчаянный дефицит, проблемы «безмужних» матерей, травля в школе...
Буллинг, матери-одиночки: острые темы, которых вы не замечали в фильмах СССР
В фильмах эпохи СССР иногда показывали всё, как есть: покупку одежды у фарцовщиков, несчастных соблазнённых девушек, школьный «беспредел».
Содержание статьи

Матери-одиночки

В фильме «Человек родился» юная хорошенькая Надя с доверчиво распахнутыми глазами приезжает в Москву из провинции. И сразу попадает в сети прожжённого обольстителя. Избалованный мальчик-мажор, наигравшись, бросает Надю, как только узнаёт о её беременности. Надя отказывается делать аборт и рожает сына. Смотреть, как советская «мадонна» с младенцем на руках, неприкаянная, никому не нужная, без денег и крыши над головой, бродит по равнодушному городу, — сердце разрывается! Но главные проблемы начинаются позднее, когда Надя устраивается на работу в автопарк. Мужчины вокруг считают её «доступной» и постоянно домогаются или насмехаются.

Ведь она родила без мужа, значит, «непорядочная»!

О трудностях матери-одиночки рассказывает и фильм «Впервые замужем». Приятель главной героини, молоденькой Тони, узнав о её беременности, в ужасе бросает всё и сбегает на другой конец страны: не надо ему такого счастья! И Тоня, разочаровавшись в мужчинах, покорно тянет свою лямку сама. Впрочем, наградой ей становится дочка: Тоня всячески балует Тамарочку, одевает в красивые платья, радуется её успехам в танцах. Балует, похоже, чересчур: повзрослев, Тамарочка стыдится матери-посудомойки, считает её человеком второго сорта, а потом и вовсе выставляет её из квартиры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Историю Кати Тихомировой («Москва слезам не верит») знает каждый. Катя влюбляется и «позволяет лишнее». Отец ребёнка, узнав, что Катя — не профессорская дочь с блестящим будущим, а «лимита» из общежития, хладнокровно «сливается». Здесь, впрочем, у героини сильный характер, поэтому у неё получается сделать карьеру, несмотря на «незаконную» дочь, которую приходится воспитывать в одиночку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно назвать ещё немало фильмов периода СССР, в которых фигурировали матери-одиночки: «Зимняя вишня», «Школьный вальс», «Личное дело судьи Ивановой», «Курьер»... Неполные семьи переставали быть редкостью, становились вариантом нормы, обыденностью.

Дефицит товаров

В Советском Союзе в дефиците было многое, чуть ли не всё. В «Служебном романе» эта тема обыгрывается не раз. «Вы обратили внимание, что в стране перебои с товарами?» — «Конечно, я ведь хожу по магазинам». Калугина борется с «безобразием» в организации: «с рук» продаются колготки, об этом повесили объявление в женском туалете, какой ужас! А где ещё было брать колготки советским женщинам, если в магазинах их не было?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Героиня фильма «Влюблён по собственному желанию», неприметная «серая мышка» Вера, очень хочет стать привлекательной. Но в магазине не купить ничего приличного, и она соблазняется модной кофточкой, которую тайком от милиции продаёт тут же, на лестнице, «спекулянтка».

В «Самой обаятельной и привлекательной» Сусанна приводит наивную подружку к фарцовщику — за джинсами и нарядными платьями. «Ты что, не видишь по коттону и по лейблу?» — Надя просто счастлива, что ей удалось «отхватить» дефицитные джинсы, пусть и по запредельной цене.

В «Берегись автомобиля» герой Андрея Миронова продаёт «из-под прилавка» магнитофон с умопомрачительной накруткой. Тот же Андрей Миронов предстаёт перед зрителями наивным интеллигентом, не умеющим добыть продукты для родителей, в «Блондинке за углом»: ему помогает влюблённая барышня, цепкая и хваткая, для которой дефицита не существует, — везде «свои люди».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Школьные страсти

Речь не только о «Чучеле» Ролана Быкова, — там ситуация доведена до предела, до надрыва, до крайней точки боли. Были и другие картины о травле подростков, менее запомнившиеся. Вспомните хотя бы «Розыгрыш» Владимира Меньшова. Там не только трогательный вальс «Когда уйдём со школьного двора». В обычном классе обычной советской школы разыгрываются нешуточные страсти: выстроена чёткая «кастовая» система, есть лидер, есть «первая красавица» со своей свитой. Добрая и честная Тая, не умеющая врать, подстраиваться и бороться, давно привыкла к роли изгоя: она не вписывается в эту иерархию.

Её называют «юродивой» и всячески троллят, говоря сегодняшним языком.

В фильме «Куколка» старшеклассница Таня из успешной гимнастки мирового уровня превращается в обычную девочку. После травмы позвоночника она не может больше вести привычную жизнь. Она привыкла всегда и всюду побеждать, вот и в новой для себя среде Таня сначала жёстко ставит на место хулиганов, а потом вступает в конфликт с учительницей. Заканчивается противостояние трагически.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но все эти школьные забавы меркнут и бледнеют на фоне поистине страшной истории распоясавшихся выпускников из фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». Компания наглых подростков в модных «варёнках» буквально вторгается в квартиру тихой интеллигентной учительницы (Марина Неёлова) и начинает вымогать у неё ключ от сейфа, где лежат их экзаменационные работы. Они любым путём готовы добыть этот ключ: необходимы хорошие оценки для светлого будущего. «Любым путём» — в буквальном смысле: их ничто не остановит. Смотреть на это страшно.

Конечно, мы перечислили далеко не все фильмы, показывающие советскую действительность без прикрас, как было на самом деле. В этот список можно добавить ещё десятки талантливых картин, особенно тех, которые появились в разгар перестройки. Перечисленные — самые яркие, самые запомнившиеся, порой самые жёсткие.