«Бежин луг», «Интервенция» и другие фильмы, запрещённые в СССР
«Бежин луг», 1935 г., режиссёр — Сергей Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн поставил перед собой особую цель — снять серьёзную притчу о конфликте поколений, используя для этого историю пионера Павлика Морозова и его отца-кулака. С самого начала работа съёмочной группы подвергалась жёсткой критике, в сущности, это была настоящая травля. В газете опубликовали разгромную статью: режиссёра осуждали за религиозную символику в его фильме, за то, что он «не понимает» рабочий класс. Когда работа над фильмом была завершена, состоялся просмотр, и специальная комиссия запретила «Бежин луг». Позднее картина была уничтожена.
«Скверный анекдот», 1966 г., режиссёры — Владимир Наумов и Александр Алов
В фильме по рассказу Достоевского роль хитрого чиновника исполняет Евгений Евстигнеев. Он притворяется очень гуманным и либеральным, вводя в заблуждение окружающих, а на самом деле — вся его доброта лишь для того, чтобы заставить людей поверить в государственные реформы и преобразования. Видимо, очень уж прозрачной получилась у создателей фильма сатира. Дирекция «Мосфильма» запретила выпускать фильма на экраны, сочтя её «позорящей историческое прошлое» страны. Алов и Наумов стали опальными режиссёрами. «Скверный анекдот» зрители смогли увидеть лишь в 1987 году.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», 1966 г., режиссёр — Андрей Кончаловский
Это фильм о любви, но в нём много документальных кадров — простые люди, живущие в деревне, бывшие заключённые, фронтовики не играют, а живут в кадре, говорят о том, что их волнует. Чиновники пришли в ужас: как можно показывать советских людей несчастливыми? Как можно выплёскивать на экран их тоску и боль? Запретить! Уничтожить! В крайнем случае — переснять. Но съёмочная группа, в том числе Ия Саввина, исполнившая главную роль, отказались что-либо менять в картине. «Ася Клячина...» долго лежала на полке, её впервые показали только в 1987-м.
«Интервенция», 1968 г., режиссёр — Геннадий Полока
Здесь чиновникам не понравилось многое, начиная от Владимира Высоцкого в главной роли и его песен и заканчивая эстетикой советского авангарда. Члены съёмочной группы изо всех сил старались добиться выхода фильма на экраны, актёры во главе с Валерием Золотухиным, коллегой и другом Высоцкого, даже написали письмо на имя Брежнева: просили не запрещать фильм. Но им никто не ответил. «Интервенцию» выпустили на экран в 1987-м.
«Проверка на дорогах», 1971 г., режиссёр — Алексей Герман
Владимир Заманский исполнил в этом фильме роль Лазарева — человека, который во время Великой Отечественной сражался за немцев, но потом решил искупить свою вину и уйти в партизанский отряд. С точки зрения советской власти, этот ход был недопустимым. Судьба предателей, даже раскаявшихся, даже не предателей, а тех, кто побывал в плену, была решена: лагеря. Мысль о том, что вчерашний коллаборационист может стать героем, даже не допускалась. Руководство киностудии пришло в ужас от смелости Алексея Германа. Фильм надёжно упрятали от глаз зрителей, и он пробился к ним только в разгар перестройки, в 1986 году.
«Долгие проводы», 1971 г., режиссёр — Кира Муратова
Кажется, ничего опасного и бунтарского в этом фильме нет: сюжет строится вокруг отношений матери и её взрослеющего сына, живущих в провинции. Скорее всего, чиновники были напуганы той беспросветностью и пустотой, которые так и сквозят в этом фильме, которыми полна жизнь простых людей. Герои — какие-то «безыдейные», не стремятся решать мировые проблемы, не думают о чём-то высоком, просто живут свою маленькую жизнь. И этому фильму суждено было долгое забвение — вплоть до 1987 года.
«Одинокий голос человека», 1977 г., режиссёр — Александр Сокуров
Это сложный и своеобразный фильм — как и книги Андрея Платонова, одна из которых легла в основу сценария. В центре сюжета — красноармеец Никита. Вернувшись с фронта, он так хочет найти любовь и забыть обо всех ужасах, которые ему пришлось пережить. «Одинокий голос человека» сразу заклеймили как «упадническую» ленту, заподозрили в подражании Андрею Тарковскому и потребовали уничтожить. Впрочем, ленту удалось отстоять, уничтожение заменили «ссылкой» на полку. Андрей Тарковский же, увидев позднее этот фильм, назвал его гениальным.
«Тема», 1979 г., режиссёр — Глеб Панфилов
Руководство «Госкино» поручило Глебу Панфилову сделать фильм о советских диссидентах. Разумеется, он должен был быть разоблачительным. Панфилов долго отказывался. Но потом ему и Александру Червинскому, сценаристу, пришла в голову идея — под видом разоблачительной ленты сделать нечто иное. Главный герой фильма — писатель, находящийся в творческом кризисе. Его сыграл Михаил Ульянов. «Тема» — фильм о той лжи, которой наполнена жизнь героя, ведь он пытается угодить «и нашим, и вашим», при этом теряя себя настоящего.
Чиновники долго заставляли Панфилова переделывать и перемонтировать фильм: слишком неоднозначным он получился. Цензоры требовали изменить концовку, потом ещё раз, ещё... Настоящая, режиссёрская версия «Темы» вышла на экраны лишь в конце 80-х. Фильм был показал в Берлине, и получил главную награду кинофестиваля.