9 любимых фильмов о космосе правнучки Константина Циолковского
«Космический рейс», СССР, 1935
Этот фильм 1935 года многих советских людей, в том числе Сергея Павловича Королёва, привел в космос. А снимался он так. В 1933 году в Москве была открыта студия Мосфильм, и первым фильмом, который они решили ставить, был фильм о полёте учёного и двух его спутников на Луну. Александр Довженко посоветовал режиссёру и автору идеи Василию Журавлёву взять научным консультантом Циолковского.
Съёмочная группа время от времени в течение полугода приезжала в дом к Циолковскому, он их консультировал, делал какие-то пометки в сценарии, заставлял искать разные варианты. В итоге Циолковский стал одним из персонажей фильма – его именем назван институт, в котором происходит часть действий фильма.
В «Космическом рейсе» впервые были показаны на экране такие явления, как перегрузка, невесомость, спуск ракеты на парашюте. И это безумно сложные съёмки были для того времени, они привлекали инженеров, акробатов, чтобы все это изобразить. Получилось невероятно! Фильм показывал Москву 1947 года – то есть Москву будущего, и ещё никто, конечно, не знал, что начнётся Великая Отечественная, и что так изменится жизнь... Фильм вышел через несколько месяцев после смерти Циолковского.
Сергей Королёв очень любил этот фильм, он сам посмотрел его много раз и многих космонавтов возил смотреть, которые готовились к полёту, чтобы они представили хотя бы приблизительно, что их будет ожидать в космосе. Это было началом эры космических фильмов.
«Укрощение огня», СССР, 1972
Я безумно люблю этот фильм. Это история освоения космоса советскими учеными, в первую очередь это история научного пути Сергея Королёва. Хотя в фильме нет ни одной настоящей фамилии, но прообразы именитых конструкторов понятны. Циолковского, кстати, там совершенно потрясающе играет Иннокентий Смоктуновский.
«Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной», СССР, 1973, 1974
Я выросла в такой семье, где то, что мы называем научной фантастикой, оседало в голове не из вымышленных сюжетов, а из рассказов родных, из рассказов гостей. Так что полностью незнакомым то, что было показано в этих фильмах, для меня не было. И все же эти космические приключения детей были показаны на таком уровне, что очень запомнились. А потом, когда через много лет меня еще и с актерами познакомили, это было еще лучше.
«Солярис», СССР, 1972
Фильм Андрея Тарковского « Солярис» – это высший пилотаж, и это сразу было такое явление, когда он вышел... Шок. Посмотрела я его, наверное, в старших классах, в какой-то своей юношеской компании. И такие он вызвал потрясающие эмоции, что на долгие годы затмил все, хоть как-то связанное с космосом. Конечно, мы все были дилетанты в кино, никакие профессиональные тонкости или ходы мы понять не могли, просто восприятие от фильма было такое: огромный светящийся диск.
«Гравитация» и «Марсианин», США, Великобритания, Венгрия, 2013, 2015
Мне ближе российские фильмы, но и это увлекательное кино, и спецэффекты, конечно, не могли не понравиться. Знаете, что важно? Мы на работе как раз обсуждали это. Тем, кто смотрит эти фильмы, им просто должно запасть в душу, в голову: космос — это глобально, это красиво, его освоение необходимо для человечества, но это и очень опасно, а иногда и страшно. Это то, к чему надо быть готовым, когда начинаешь интересоваться космосом.
«Время первых» и «Салют-7», Россия, 2017
Эти два фильма я приняла близко к сердцу. Может, там что-то и не так показано, может, не всех профессионалов удовлетворили какие-то технические тонкости, но, во-первых, замечательно, что оба они снова заставили наш народ обратить внимание на космос и на космонавтов.
А кроме того, мне дорого то, что я, пусть и не близко, но несколько раз общалась с Алексеем Архиповичем Леоновым – это именно о нём, о его выходе в открытый космос и вообще о драматической истории того полёта снят фильм «Время первых» (в фильме его роль исполнил актёр Евгений Миронов).
А с Виктором Петровичем Савиных, бортинженером, роль которого в фильме «Салют-7» сыграл Павел Деревянко, мы знакомы 30 лет – он наш, вятский, кировский. Все эти годы мы вместе работаем на молодежных чтениях. И вдруг оказывается, что подробности той истории, которая отражена в фильме, никто толком не знал.
Оказывается, спасение орбитальной станции (фильм основан на реальных событиях) – это было так страшно и так сложно, да и почти нерешаемо. Но всё же решилось, и опять благодаря подвигу обычных людей, того самого человека, которого я не только по телевизору могла видеть, но и просто на улице встретить, поговорить с ним. Так что для меня оба этих фильма очень личные.