10 образов сериала «Вертинский»
Почему так важны костюмы в сериале «Вертинский»
Костюмы и внешние образы героев сериала «Вертинский» — пожалуй, одна из главных составляющих этого сериала. Сюжет проекта охватывает пять десятилетий, а персонажи путешествуют по разным областям, странам и континентам, в каждом из которых была собственная мода и стиль. Художниками по костюмам выступили известный модельер Светлана Тегин и Дмитрий Андреев, лауреат «Золотого Орла» и «Ники» (за фильмы «Тобол» и «Грех» соответственно). Светлана в основном работала с женскими персонажами, а Дмитрий — с мужскими, а также с актерами массовых сцен.
Вера Холодная
Образ звезды немого кино, которая сыграла важную роль в жизни Александра Вертинского, исполняет Паулина Андреева. Их с Верой с точки зрения внешности объединяли темные длинные волосы и миловидные черты лица. Для создания образа Холодной Светлана Тегин сделала акценты на драпировке, объемных фактурных воротниках и струящихся фалдах. В образах Паулины использовано много сшитых вручную шляпок, как маленьких, так и с большими полями. Отличительная черта гардероба Холодной — в нем почти не было ярких, цветастых нарядов. Единственным вкраплением цвета в костюм Холодной стали ирисы - аппликация из бархата на домашнем халате.
Александр Вертинский
По словам Дмитрия Андреева, Вертинский (Алексей Филимонов) в сериале — образ собирательный. Режиссером не ставилась задача слепо следовать исторической достоверности, поэтому предельного сходства искать не стоит. Каждый эпизод сериала отличается друг от друга цветовой палитрой, как и сам главный герой. Например, в Берлине 30-х годов XX века он кутается в старые, латаные пальто — холодные, монохромные, как и сам город в то время. В Париже 20-х Вертинский — яркий, притягивающий внимание, «влажный» от дождя, его костюмы выделяются вкраплениями теплых цветов. Почти во всех сериях русский шансонье одет в монохромные вещи (костюмы, фраки, котелки, цилиндры), исключение — Америка и Шанхай, где его одеяния вновь цветастые, что символизирует его душевный подъем.
Раля Полонская
Героиню Рали играет в сериале актриса и художница Екатерина Щеглова. У нее имеется реальный исторический прототип, о котором создателям удалось собрать не так много данных. Но известно, что девушка была стервозной и безусловно роковой для самого Вертинского. Эпоха, в которой появляется Раля — это Париж 20-х годов. Для обуви героини Светлана Тегин использовала технику инкрустации каблуков, как это было модно в то время, сделав несколько реплик туфель 20-х годов. По словам Тегин, Раля — один из ее любимых персонажей сериала. Платья, в которые облачалась Щеглова, Светлана старалась сделать максимально открытыми, это были преимущественно глубокие декольте с голой спиной, обнаженными плечами, шеей и руками. Тегин отталкивалась от эпизода, в котором Раля говорит Вертинскому, что легко могла бы ходить по улице обнаженной. Самым откровенным нарядом героини стал знаменитый костюм «в каплях воды», задействованный в одной из самых страстных сцен сериала.
Лидия Павловна
Героиню Лидии Павловны в сериале исполнила Ксения Раппопорт. Она также появляется в середине сериала, когда наступает пора 30-х годов. В гардеробе Лидии Павловны соответствующие эпохе предметы одежды: подлинные шляпы, чулки и перчатки, которые Дмитрий Андреев шил собственноручно. В случае с этой героиней костюмы были сшиты «с нуля», что редкость. По словам Андреева, обычно для создания образа используются вещи «с биографией», винтажные или антикварные. Для персонажа Ксении Раппопорт таковыми стали аксессуары — винтажные украшения Лидии приобрели в Венеции, это подлинники, подчеркивающие дух времени и тон костюмов..
Лида Циргвава
Образ Лиды Циргвавы воплотила на экране юная 17-летняя Анна Мишина. Это легендарная грузинская красавица и будущая мать знаменитых актрис, Анастасии и Марианны Вертинских. Работу над образом Лиды Светлана Тегин начала с подбора платьев героини; художнице хотелось уловить силуэт, который будет комплементарным фигуре актрисы. Впервые Лида появляется в Шанхае, это скромно одетая девочка, которая без ума влюблена в Вертинского. Актрисе очень шел азиатский стиль 40-х, состоящих и непримечательных и простых платьев, которые подчеркивали ее детскую непосредственность и открытость — именно этим она и покорила Вертинского, который ранее не встречал подобного в женщинах, в которых влюблялся.
Пьеро (сценический образ Вертинского)
Для сценического образа Вертинский в начале своей карьеры придумал трагикомичный образ Пьеро, грустного клоуна — наивный и одновременно восторженный шут, который грезит о чем-то несбыточном. Как вспоминал сам Вертинский, грим для этого образа появился спонтанно (таким он представляется и в сериале) и состоял по сути из обрезанной на скорую руку белой ткани и самодельного браслета на шее. Одной из проблем, с которой столкнулась художница по костюмам в процессе проработки этого образа — обувь Александра Николаевича, в которой он выходил на сцену. Обувь нужного стиля не удавалось найти довольно долго. В итоге Вертинский выступал в бархатных тапочках, которые все-таки удалось найти в одном из винтажных магазинов Венеции.
Елена Павлова
Образ русской и японской балерины исполнила Алена Бабенко. Ее Елена — русская эмигрантка, которая была очарована творчеством Вертинского еще до личной встречи с ним, которая произошла в Стамбуле. Для той поры костюмы Павловой было решено сделать скромными: из тканей выбрали лен и чесучу. Однако снабдили образ персонажа романтическими деталями — бантами, изящными перчатками и экстравагантной шляпой. Из аксессуаров героини Бабенко выделялось обручальное кольцо, которое по сюжету Павлова закладывает, чтобы добыть им с Вертинским хоть немного еды, а также серьги, которые были специально сделаны для подчеркивания цыганского образа Павловой (их соорудили из старинных монет, из старых монет, связав их проволокой).
Иван Мозжухин
Товарища Вертинского сыграл в сериале Павел Ерлыков. Его герой — щеголь и денди, который, по словам Дмитрия Андреева, требовал к себе индивидуального подхода и специальной разработки внешних обликов, поскольку персонаж появлялся в разных эпохах и обстоятельствах. Для него сшили несколько костюмов — в одной серии он предстает в рясе священника, в другой в классическом черном однотонном фраке. Когда появляется рядом его отец (в исполнении Андрея Смирнова, по совместительству отца режиссера проекта, Авдотьи Смирновой), их внешние облики нарочито противоположны. За время подготовки костюмов для этих героев корректировались не только одеяния, но и походка, и манера поведения персонажей, которые тоже составляют часть их внешнего облика. Таким образом художник по костюмам хотел продемонстрировать тягу к сепарации от родного человека.
Бурковская
Героиня Бурковской (Анна Михалкова) — также образ собирательный, списанный с разных персонажей (в основном, конечно, с бабушки Джона Шемякина, исторического консультанта «Вертинского»). Бурковская — ключевой герой в судьбе Вертинского, который и спасает его, помогая уплыть в Константинополь, и способствует его возвращению в СССР из Шанхая. В Одессе персонаж Михалковой появляется в строгом военном костюме, созданном по английскому образцу из шерсти сине-серого цвета. У нее был китель, затянутый на талии ремнем, и брюки галифе, заправленные в сапоги. Внешний вид героини в Париже был исполнен в цвете ультрамарин: костюм с оранжевых головным убором и фиолетовым шарфом, чтобы Бурковская была буквально ярким пятном на фоне толпы. В другой встрече с Вертинским персонаж Михалковой, агент разведки с театральным прошлым, предстает в образе француженки-любительницы импрессионистов (жакет из шерсти в мелкую клетку, бордовый бархатный воротник, шляпа хаки с вуалью).
Надежда Вертинская
Образ сестры русского шансонье воплотила на экране актриса Юлия Марченко. Ее история, трагическая и печальная, напрямую отразилась на ее внешнем облике в первых сериях проекта. По задумке Светланы Тегин в костюме Нади использовался винтаж, дабы подчеркнуть хрупкость личности. Вертинская появляется в кадре в винтажных кружевах и украшениях, в ее платье инкрустированы деревянные пуговицы с перламутром, она носит вуаль и перья. Цвета ее нарядов — горчица, молоко и слоновая кость (нежно-лиловый, глубокий синий, маренго). По мере нарастания драмы в жизни героини Надежда появляется в более темных, насыщенных по цвету одеяниях.