В поисках талантов
Как помочь ребенку найти свой талант и развить его? Эксперт журнала «Новый очаг» отвечает на письма, которые приходят в редакцию.
Вопрос: Моему сыну сейчас 6 лет. С раннего детства я устраиваю его в различные кружки и секции: он занимался плаванием, скалолазанием, ушу, теннисом, шахматами, бальными танцами, рисованием, лепкой
Ответ: Образовательный рынок сегодня предлагает увлечения и занятия на любой вкус: от эстрады до моделирования самолетов. Самым простым способом выбора кажется метод проб и ошибок: попробуем, понравится — останемся, не понравится — пойдем дальше. Но этот метод очень часто приводит к тому, что ребенок привыкает уходить от трудностей, вместо того чтобы научиться их преодолевать. Поэтому важно понимать, что любая деятельность ребенка имеет свои особенности.
• Дополнительные занятия в группах малышам не стоит начинать раньше трех лет. Если ребенок посещает детский сад, водить его еще куда-либо необязательно.
• В начальных классах есть смысл посещать одно-два внешкольных занятия. После целого дня, проведенного за партой, ребенок нуждается в движении. Спортивные тренировки подходят лучше всего.
• Младшие школьники и так испытывают серьезные нагрузки, поэтому им не стоит заниматься дополнительными занятиями, если нагрузка в школе более 16—20 час. в неделю.
• В средней школе добавляются занятия развивающего характера: ребенок может посещать различные кружки по интересам, например, шахматный клуб, языковые курсы.
• Активность ребенка носит волнообразный характер. Периоды упорных занятий, полные успехов и воодушевления, сменяются периодами «ничего не хотения». Проходит время, многое из того, что раньше ребенок знал и умел делать, забывается, но база остается, и на этой основе вновь начинает созревать новый виток активности
• Ребенок играет! Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. До шести лет невозможно от ребенка ожидать осознанного стремления к достижению какой-либо цели. В совместной с тренером или преподавателем «игре» он познает окружающий мир и себя в этом мире. Как любая игра, занятия могут надоесть, и тогда ребенку становится неинтересно, скучно. Важно найти новые мотивы для продолжения занятий.
Несколько советов, которые помогут вам справиться с возможными проблемами:
1. Прежде чем записать ребенка на занятия или в секцию, сходите вместе на несколько концертов или спортивных соревнований.
2. Договоритесь, что отказаться от занятий он сможет, когда достигнет определенного уровня или навыка. Например, сыграет простую пьесу, встанет на мостик
3. Принимать решение о том, продолжать занятия или нет, ребенок должен самостоятельно. Если договор, описанный в предыдущем пункте, соблюден, решение — за ним. Это его выбор.
4. Не попрекайте и не наказывайте ребенка за решение бросить занятия. Просто поддержите его и уверьте в вашей любви.
Маленькие советы:?
1. Никогда не проводите занятия или тренировку, если ребенок болен, или даже просто неважно себя чувствует, или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.
2. Обеспечьте полноценный отдых. Новая для ребенка информация — это сильная нагрузка на мозг. А усталость после интенсивной физической нагрузки может помешать успешному обучению в школе.