Спасибо, дистант! Чему ваши дети научились, благодаря учебе из дома
Татьяна Яблонская «Дома за книгой»
Дистанционное образование – горячая тема для родителей. Раскалены классные чаты, посты в соцсетях на эту тему собирают сотни комментариев. Большинство – против такой формы обучения, она действительно крайне сложна как для детей, так для родителей и педагогов. Трудно всем. Но мы постарались выделить те аспекты, которые можно отнести к явным плюсам. Опросили наших читателей, друзей и коллег, прочли пост в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) главного редактора портала «Правмир» Анны Даниловой, который собрал огромное количество откликов и сделали обзор мнений со знаком плюс. Повторяем – это не аналитика, не объективный анализ, а просто те моменты трудного времени, которым мы можем порадоваться.
«Можно попасть на занятия в те кружки, куда всегда хотелось»
Многие организации дополнительного образования перестроили свою работу, появилось множество онлайн-курсов, интересных образовательных стартапов, с которыми учиться действительно интересно.
Лариса К, мама ученика 9 класса: «У нас появилась возможность кроме учёбы заниматься в онлайн-школах МГУ и участвовать в "Субботах московского школьника". В обычной жизни это потребовало бы трёхразового посещения, поездок после школы через всю Москву».
Анна Данилова, главный редактор портала«Правмир», преподаватель, фотограф: «Именно благодаря дистанту появилось огромное количество кружков и секций, на которые мы мечтали ходить и не могли, потому что их не было рядом. Мышематика, маткласс, вокал, сценическая речь, занятия по истории искусств, программирование — все эти предметы в прошлом году были нам недоступны, потому что нереально возить одного из пятерых детей через всю Москву 2 раза в день. А в этом году все в ноутбуке и все преподаватели освоили формат. И стоят эти занятия дешевле, чем очные. Например, вокал у нас очно стоит дороже, чем я могу платить, а по скайпу – вполне хорошо. И да, это очень эффективные занятия, когда Наташа пришла в сентябре в актерскую студию, ее ОЧЕНЬ хвалили за пение, а она занималась только онлайн».
Мы многое поняли про учителей
...Причем как хорошего, так и плохого. Работа в онлайн-режиме для учителей крайне сложна, нагрузка увеличилась в разы. Но дистант, как ни странно, ближе познакомил педагогов с родителями. Так или иначе, родителям всегда видно (слышно), как ведутся уроки, как происходит взаимодействие ребенка с педагогом, насколько он способен увлечь и мотивировать, да и вообще – насколько он компетентен. «Мне стало понятно теперь, кто из учителей занимается делом, а кто работает для галочки», – говорит папа второклассника Артема.
«Сын стал понимать отношения учителей к процессу: кто-то дает детям обратную связь, а кто-то нет. Кто-то ограничивается онлайн-уроками, а кто-то выкладывает материалы, тесты, ссылки-обьяснения», – это отзыв Светланы, мамы 8-классника.
Дарья Д., мама ученицы 10 класса: «Мы живём далеко, поэтому огромный плюс — не тратим на такси (водителя)».
Ольга К., дочь в 9 классе: «Мы живем за городом, здесь ребенок лучше высыпается и легче встает».
Нина Ф., мама ученица 8 класса: «Не надо рано вставать, чтобы успеть к школьному автобусу, нет необходимости и рано ложиться, получается + 2 часа к рабочему дню ребёнка».
Ребенок стал смелее
Скрываясь за «щитом» монитора, некоторые дети, которым непросто даются выступления перед классом, почувствовали себя иначе в онлайн-пространстве урока, они стали смелее высказываться, активнее вести себя на уроке.
«Ребёнок стал увереннее в себе» – это отмечают многие родители.
Анна М., мама 10-классника: «Я замечаю, что ребенку, находясь дома, в привычной обстановке, легче отвечать перед классом. Он стал менее стеснительным».
Дарья Д., мама ученицы 10 класса: «Именно на дистанте ребёнок решился на участие в ВОШ, до этого боялась...»
Мария К., педагог: «Я, как учитель, по-новому посмотрела на тех ребят, которые в классе стеснительны, немногословны, некоторые из них на дистанте стали счастливее, раскованнее, я увидела по ту сторону экрана их улыбку, которую в классе вижу редко, и работать стали несколько активнее. У других, у кого в коллективе трудности с саморегуляцией, повышенная возбудимость, увидела полное отсутствие внимания на дистанте – это был хороший диагностический момент для семьи, но не все, конечно, сделают выводы».
Есть время разобраться
Тем детям, которые не могут «схватывать на лету», оказалось проще разобраться в теме урока не торопясь, с возможностью вернуться к презентации и вникнуть в суть темы.
Анна Данилова: «У Захара в школе (пятый класс – прим.ред.) сложная математика и он с удивлением понял, что ему намного понятнее система – сам прочитал и сам сделал упражнения. Проще, чем школьная математика с объяснениями. Я не удивлена – я именно так и выучила в свое время математику (на твердую медальную пятерку, хотя особых способностей у меня к ней нет).
Екатерина Д., мама сыновей (5 и 7 класс): «Я выявила и обезвредила глупейшие пробелы ребенка. Поняла, что учителям это не интересно (или не хватает времени), детям просто тупо ставят двойки. Например сын не понимал, что 3х – это три умножить на икс, и просто ненавидел уравнения. Или был уверен, что слово Сибирь – мужского рода, поэтому писал "пол-Сибиря". А "Повести Белкина" написал некто Белкин...»
Анна Г., мама 10-классницы: «Навыки работы на компьютере в плюс! Дети точно прокачали знания в этой области».
Так легче сохранить самоизоляцию
Не смотря на то, что ученики начальной и средней школы посещают занятия очно, многие родители не вернулись в школу 1 сентября или ушли на домашнее обучение по собственному желанию.
Николай Летягин, папа учеников 5 и 7 класса: «Летом у нас родилась дочь и мы переехали на дачу. Возвращение в город и в школу нас пугало, потому что заразиться Covid-19 родителям грудного ребенка – это настоящее испытание, подвергать ему семью добровольно совсем не хочется».
Анна Данилова: «Первоклассницу Наташу учу я, пятиклассник Захар — на гибридной форме школы и интернет-урока. Мы приняли такое решение вынужденно, я сама не очень боюсь ковида, но если с нами – старшими – что-то случится, например, одновременная госпитализация, нам просто ФИЗИЧЕСКИ некому отдать детей – особенно младших, которые горько рыдают при виде любого постороннего человека (ну а кто знает, как "просто" найти временную няню в ковидный дом, тот понимает).
Светлана Т: «Дистант – это реально единственный способ хоть немного остановить пандемию. Ибо она есть. И много болеющих тяжело и с осложнениями...»
Они начали читать!
Анна Данилова: «За это время мои дети прекрасно расчитались. Захар – человек с дислексией и дисграфией в анамнезе – читает томами, Наташа – тоже».
Алина Ш., мама 9-классника и 7-классницы: «Мы опасались, что дети все время будут проводить в компьютере, поэтому стали заказывать новые детские книги. Я сама открыла для себя много новых интересных авторов. Когда привлекаешь детей к выбору, они потом с большим интересом ждут доставку книг».
Тайм-менеджмент в действии!
Евгения Ш, мама ученица 11 класса: «Дочь стала сама распределять своё время, тратить на прохождение темы столько времени, сколько ей необходимо. Если что-то непонятно, или что-то интересно, она ищет дополнительные источники информации. Как ни странно, но в школе это не работает, потому что уже приходит усталая. Кроме того, она сама научилась выстраивать свой график, планировать свое время, до этого она просто встраивалась в уже готовый».
Дети соскучились друг по другу!
Юля З., мама 5-классницы: «Полезным в нашем случае стал такой аспект: весной пятиклассники настолько соскучились по "живой" жизни, что началась настоящая дружба класса! Дети придумали название и создали группу "Прогулки на карантине". Встречались, чтобы покататься вместе на великах и на самокатах. Очень ждали возвращения в любимую школу! Поскольку сейчас они учатся очно, я вижу, что посещаемость в классе очень высокая, мало кто заболевает, почти все ходят каждый день (раньше к ноябрю болели поголовно), повысился уровень знаний, интерес к учёбе и к новым преподавателям. У нас сейчас считается у них дурным тоном придти без домашнего задания. Хотя... может это такая особенность пятиклашек. Такое странное ощущение – что дети "дорвались" до учёбы».
Татьяна К, мама 11-классницы: Старшеклассники еще весной, сидя по домам, создали, запрограммировали и запустили полноценное школьное СМИ – информационный портал, который набрал популярность и который активно читают и дети, и выпускники, и учителя, и родители. Им было важно создать «общее поле» для обмена информацией и выражения своих мыслей. Это очень крутой результат совершенно автономной работы, за которую не ставят оценки».
Они стали лучше питаться
Анна Г, мама 10-классницы: «Часто подростки изматываются и устают за день, хватая всякие сухие перекусы, что приходя домой поесть нормально их не заставишь. Дома же всегда есть доступ к домашней пище».
Татьяна К., мама 11-классницы: «Очень порадовало, что дочь начала готовить! Есть время, есть "хотелки" и результат не заставил себя жать: дома все чаще появляются "сложные" салаты, выпечка, эксперименты с блюдами идут полным ходом!»
Если коротко...
- «Кажется я уже сама могу работать репетитором, одолею любую программу, чувствую, есть силы и навык!»
- «Дети воспитали собаку! Теперь управляться с нашим бесшабашным псом стало гораздо легче, сказываются ежедневные уроки дрессировки».
- «Семья мобилизовалась и активно включается в учебный процесс».
- «Пять белых сорочек висят в шкафу, не надо стирать и гладить школьную форму».
- «Плохая погода не страшна».
- «Вся семья дома – это испытание. Мы прошли несколько этапов привыкания, были и ссоры и обиды, и гнев. Но в результате поняли как можно сосуществовать, уважая границы друг друга. Это полезный опыт».
Если бы мы рассматривали эту тему в формате плюсов и минусов, то захлебнулись бы в море негативных эмоций и примеров, почему дистанционное обучение – зло. Но мы решили, что в данной ситуации, как ни крути, все равно можно найти подтверждение поговорке «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»