«Дайте им время»: 14 важных советов родителям от педагогов известных школ
Photo by Janko Ferlič on Unsplash
Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр»
Что такое хорошая школа?
Это место, куда хочется ходить. Где интересно. А уходить оттуда – лишь с целью рассказать дома, как там интересно. Это то место, где не врут взрослые. И для родителя такая школа – счастье, потому что процесс воспитания и развития ребенка – поиск, формирование точек соприкосновения интересов. Вот цитата Льва Любимова, заместителя научного руководителя ВШЭ: «За последние 100 лет российских родителей выучили, что они должны родить ребенка, кормить, обувать и спать укладывать, а все остальное должна делать школа. 25 лет назад у детей, приходящих в первый класс, было 5 тысяч слов лексики. Сейчас – 2 тысячи. Эти слова малыш берет из того, что слышит. А он сегодня ничего не слышит, потому что дома его окружают одни гаджеты.
Первое, что нужно сделать, – создать дома звучащую устную речь
Читать детям дома. У родителей должны быть: банк литературы на 400–500 наименований, банк аудиоклипов и банк хороших текстовых мультфильмов. Каждый день дома надо малышу читать, включать аудио- книгу и смотреть с ним мультики. Второе важнейшее условие интеллектуального развития – беседа. С «малявкой» до 10 лет взрослые дома должны разговаривать не меньше часа каждый день. Причем на своем взрослом языке! Слово – это знак. Каждое слово – понятие, которое связывает группу предметов каким-то свойством. Понятийное мышление у ребенка возникает само, понятие не транслируется. Такова наука. Но взрослые должны создать для этого условия...»
Важно уметь испытывать стыд
По сути, речь идет о нравственности. Ломоносов, открывая первую русскую школу, начертал на вратах: «Арифметика, грамматика, гимнастика и стыд – основа образования». В древнегреческой школе каждый мальчик, будущий воин, должен был уметь играть на музыкальном инструменте – кефаре. Оружие создано, чтобы защищать землю, семью, идеи – быть в руках у воина. Как осознать грань, после которой этим же оружием начинают уничтожать, порабощать и разрушать? Ее можно только почувствовать – вот почему каждый мальчик учился играть на кефаре. Это было классическим образованием – таким, которое наряду с изучением закономерностей природы развивает эмоциональные возможности. И все потому, что образование искусством основано на умении чувствовать оттенки, полутона. И так возникает способность противопоставлять физиологии и безусловности рефлексов такие человеческие возможности, как ощущение стыда.
Наталья Локалова
директор основной и старшей городской Ломоносовской школы
Не хочет учиться?
Детям очень важно мнение сверстников, это нормальный этап развития. Важно найти такое окружение, где учиться принято и даже модно, где есть интерес сдать зачет, хорошо выучить тему. Если в детской среде есть позитивное отношение к новому, ребенок тоже будет подключаться к этой атмосфере, почувствует интерес к успеху. Иногда стоит сменить школу – если вы видите, что ценности в классе явно не те. Как только ребенок поймет, что делает все не просто для себя, а его оценивают окружающие – друзья, родители, учителя, – эта волна его и подхватит.
Идем в среднюю школу
Как помочь ребенку адаптироваться при переходе в 5-й класс? Все взрослые – родители, учителя, классный руководитель – должны быть помощниками ребенка в том, чтобы он почувствовал себя уверенно в новой для него среде, в новых дезориентирующих требованиях. Интересуйтесь, что происходит в школе, дайте ребенку понять – вы знаете, что он ощущает, общайтесь с учителями. Не нужно сразу выставлять планку – ты должен остаться отличником! Дайте время сориентироваться в требованиях новых учителей. Но и требования эти должны быть четко сформулированы и понятны всем.
Не игнорируйте кибертравлю
Регламентировать общение школьников в Сети сложно. И родители, и школа должны помочь организовать свободное время ребенка, чтобы на бесконтрольный Интернет времени было меньше. В случае кибертравли должны вмешаться все взрослые, взаимодействующие с детьми, ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться за помощью. А школа должна учить детей информационной безопасности. Часто травля возникает из-за того, что нет присмотра взрослых, а присмотр в подростковом возрасте должен быть очень мудрым и тонким, это не просто наблюдение, а организация жизни, досуга.
Если ребенок ничего не хочет?
Учиться не стремится, но играет в компьютерные игры, слушает музыку, фотографирует? Выясните, что ему интересно, чем хочется заниматься, поддержите в этом. Да, «раскопать» интересы – очень сложная, но необходимая задача. Часто подросткам не интересно ничего, они хотят лежать на диване – но если вы предложите сделать проект или выставку его работ, кто откажется? Так мы приобщаем его к обществу, помогаем выйти из состояния безделья и почувствовать успешность. Да, психологи говорят, что подросткам периодическое лежание на диване необходимо, это помогает им познавать себя и мир. Но важно найти баланс!
Наталья Нетрусова
заведующая кафедрой информатики, школа «Интеллектуал»
Школа должна подходить ребенку
Школы все разные – и дети тоже, обращайте внимание не только на известность, но и на такие показатели, как человеколюбие, уважение, внимание школы к людям. Бывает, что родитель хочет вырастить из своего ребенка гения, а ребенку тяжко от этого. Не всегда понятно, что измеряют рейтинги школ, есть разные наборы показателей. Лучше изучайте ситуацию детально: можно прийти в гости в школу, понять, что там происходит, нравится ли вам и ребенку.
Участвуйте в школьной жизни по необходимости
Когда школа «Интеллектуал» только была создана, первый год было ощущение, что у нас прекрасные замечательные дети, а родителя сильно не интересуются, что с ними происходит. А дальше ситуации стала меняться, и сейчас родители довольно сильно вовлечены в происходящее. Иногда мы отстраняем родителей от каких-то процессов, когда у детей есть свои задачи, например, класс едет на турслет, и важно развивать навыки самостоятельной жизни, важно, чтобы они сами приготовили еду и поставили палатки. А иногда, наоборот, делаются какие-то мероприятия для детей и родителей вместе, чтобы строить общий мир и не выключать никого из процесса.
Не учитесь за ребенка
Не делайте за него задания. Все равно видно, какую часть делал ребенок, а какую – взрослый! Например, в нашей школе есть исследовательские работы – еще на этапе приема в школу, есть ряд творческих работ, которые по разному организованы на каждой кафедре, их смысл в том, что ребенок проводит свое микроисследование. Если он сделал это сам, видно и его, и его результаты. А если за него сделал родитель, результат сложно оценить. Работа может быть хорошей, но про ребенка мы ничего не поняли. С самого поступления в школу мы говорим с родителями о том, как важно постепенно все больше «управления» отдавать детям, чтобы они сами выбирали предмет, что именно они будут исследовать и как. Доверьте это детям, потому что родители иногда своим вмешательством совершенно не помогают. То есть они стараются сделать как лучше, но все самое интересное в итоге у ребенка забирают!
Есть конфликт?
Привлекайте школу к его решению: как можно раньше обращайтесь к классному руководителю, администрации. Во всех школах сейчас есть психологи, в некоторых – специальные психологические службы, готовые всегда прийти на помощь и помочь разобраться. Конфликт – это всегда общая проблема, и его должны решать обе стороны.
Юлия Пузырей
координатор проектов РООИ «Ковчег», партнера московской школы № 1321 «Ковчег»
Не требуйте только успехов
Важен не успех как выигрыш в гонке – важен личностный рост ребенка относительно себя самого. Человек не исчерпывается баллом, полученным на ЕГЭ, а «голы, очки, секунды» – еще не смысл жизни.
Участвуйте
Хорошая школа – место сотрудничества и сотворчества. В полной мере это возможно тогда, когда родители понимают и принимают концепцию выбранной школы, разделяют ее приоритеты и ценности. Самый нежелательный вариант – рассматривать школу как сферу услуг и как место, куда сдают ребенка на 11 лет, чтобы потом забрать его в улучшенном виде и иногда контролировать «качество обработки».
Не бойтесь инклюзивного образования
Но для него нужны: Готовность школы к освоению имеющегося опыта организации инклюзивного учебного процесса. Серьезная подготовительная работа со всеми сотрудниками, родителями и учениками, атмосфера толерантности. Достаточное количество подготовленных специалистов. Обучение учителей работе в условиях инклюзивного класса. Наличие тьюторского сопровождения, оборудование школьного пространства.
Психологическая поддержка всех участников процесса.
Поощрение усилий школы по созданию инклюзивной среды со стороны органов управления образованием и достаточное финансирование. Если эти условия соблюдаются, тогда инклюзия без ущерба для учебного процесса создает благоприятные возможности для всех.
Для «особых» детей – возможность учиться и социализироваться в среде сверстников, жить полной жизнью. Для «обычных» детей – возможность стать более терпимыми, научиться взаимодействовать с людьми, нуждающимися в помощи и внимательном отношении, и не бояться их, и самому не бояться быть «не таким, как все».
Для родителей «особых» детей– возможность получить поддержку в их каждодневных усилиях. Для родителей «обычных» детей – уверенность, что в будущем их дети вырастут в ответственных взрослых и не отвернутся от них, когда они станут немощными.
И для школы – возможность еще больше развернуть среду к детям. А иначе есть риск, что инклюзия превратится в профанацию и постоянную, выматывающую все стороны борьбу родителей со школой за права их детей, «особым» детям будет нанесен серьезный психологический ущерб со всеми его последствиями, «обычным» детям будет преподан очень плохой урок отношения к «особым» сверстникам. И учебный процесс также весьма пострадает