Школьная реформа
Чего ждать от школьной реформы? О серьезных изменениях, которые происходят в образовании.
На вопросы ДО отвечает Александр ГАВРИЛОВ, пресс-секретарь Департамента образования г. Москвы.
Образовательные стандарты
• Будет ли в результате всех реформ школьное образование платным?
Есть учебный план, который соответствует государственному стандарту. В нем все предметы обязательны и бесплатны. Также остается бесплатной неурочная деятельность школьника (кружки, факультативы, студии).
• Что такое образовательный стандарт? В чем его отличие от привычной школьной программы?
Это тот объем знаний, получение которого государство гарантирует для каждого ученика. С 1 сентября 2011 года все российские школы перешли на государственный образовательный стандарт начальной школы. Это не эксперимент — у нас в законе «Об образовании» прописано, что раз в несколько лет должен вводиться новый федеральный государственный образовательный стандарт.
По сравнению со школьной программой в стандарте объем знаний меньше не стал, изменились требования к качеству знаний и к умениям школьника. Новый стандарт дает ребенку больше, чем прежняя система обучения. Сегодня от школьника требуется не механическое зазубривание, а умение использовать информацию, логически размышлять, делать выводы.
Когда нынешние первоклассники закончат 4-й класс, в школах будет введен образовательный стандарт средней школы.
• До сих пор не очень ясно, каким будет образовательный стандарт для старшей школы. Этот проект много ругали в СМИ. На какой стадии находится работа над этим документом?
Сейчас в доработке. Его правильно раскритиковали — он был некорректно сформулирован. Он был так плохо написан, что даже специалисты мало что в нем поняли. Бояться этого стандарта не надо, его нужно обсуждать — только в дискуссии рождается истина.
• Придется ли после реформы образования родителям платить за занятия в кружках, которые были бесплатными?
Большинство факультативов и кружков остаются бесплатными. Сверх того, что гарантирует государство, школа может вводить дополнительные внеурочные занятия. Если администрация школы вместе с родителями вдруг захотят, чтобы дети учились фехтованию или риторике (это дополнительные образовательные услуги, которые не входят в перечень бесплатных кружков и факультативов), то они будут проходить как необязательные предметы, которые действительно должны быть оплачены из кармана родителей.
• Планируется ввести предмет об основах религии, в какой форме он будет преподаваться?
Он называется «Основы религиозной культуры и светской этики». В качестве эксперимента он вводится в расписание четвероклассников в последней четверти этого учебного года в некоторых учебных заведениях. В Москве он появится в расписании школ Зеленоградского округа. Это культурологический предмет, он будет полезен для расширения кругозора ребенка. В следующем учебном году эта дисциплина будет вводиться повсеместно.
МНЕНИЯ
Деление на троечников, хорошистов и отличников давно устарело
Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, заслуженный учитель России, директор школы «Класс-центр»:
«Сейчас в системе образования назрела очень драматичная ситуация. В этом году ввели стандарты для начальной школы. Напичкали компьютерами классы, переучили учителей... Впервые в истории человечества ученики умеют больше, чем их учителя. В классе сидят маленькие дети с "макинтошами", на уроке они могут, например, прочесть стихотворение, записать звуковой файл и отправить его родителям.
Но как оценивать эти новые умения и навыки? Прежняя система не годится для этого. Деление класса из 25 абсолютно разных личностей на троечников, хорошистов и отличников неэффективно, а для маленького человека унизительно.
Нам нужно время, чтобы осмыслить все нововведения, а от нас чиновники от образования уже требуют каких-то отчетов. Новая система финансирования, когда ребенок приводит с собой в школу бюджетные деньги, вроде бы хороша. Она подталкивает директора к тому, чтобы открывать все новые и новые классы. Тогда он может больше платить учителям. Но огромное количество учеников совсем не говорит о качестве образования. При этом начальное образование стоит дешевле среднего, это нонсенс».
Общество не определилось, чему учить старшеклассника.
Евгений БУНИМОВИЧ, педагог, Заслуженный учитель России, Уполномоченный по правам ребенка:
«Проблема стандартов школьного образования оказалась неподъемной для России. С начальной школой все понятно — мы не можем не учитывать, что весь мир живет в Интернете, пользуется компьютерными технологиями. Другое дело, это создает много проблем у учителей, которые так не работали. Новый стандарт требует других методик преподавания. Учитель больше не является главным ис -точником информации для детей. Ее много, только зайди в Сеть.
Функция учителя в новых условиях — научить ориентироваться в ней. Ребенок должен не только уметь воспроизвести, например, таблицу умножения, ему нужно быть инициативным, уметь добывать информацию, интерпретировать ее и делать выводы. Стандарты старшей школы не были, и справедливо, восприняты, потому что мы не знаем, как и чему учить старшеклассников? Все хотят всего — фундаментальных знаний и узкой специализации, с прицелом на будущую профессию. Но как говорили в фильме «Веселые ребята»: «Граждане, катафалк не резиновый». Механическое добавление новых предметов только перегружает школьника. Нужна вариативность предметов, но какие должны быть обязательными, в каком объеме их учить? Наше общество по этому вопросу еще не определилось».
Учителя больше не умеют учить детей.
Жанна ШОПИНА, психолог, доцент кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л.С. Выготского, РГГУ:
«Новые стандарты — идеальны. Впервые за много лет система образования пытается ориентироваться на истинное развитие ребенка. Акцент на личностный уровень предполагает и определенные педагогические действия учителей, которые разучились учить детей.
Сегодня стандартная позиция педагога: если ребенок справляется с программой — отлично. Но, если он не успевает, у учителя нет инструмента, чтобы научить ребенка. Проблема с русским языком? Педагог направляет школьника к логопеду. Ребенок плохо себя ведет — к психологу, который выяснит, например, что этот школьник очень активный и живой, ему просто скучно заниматься нудными вещами на уроке.
Дальше — вызов с родителями к директору. Учителя перестали понимать, что они имеют дело с личностью. Директора и учителя боятся проверок, с которыми приходят в школы чиновники от образования, чтобы тестировать школьников. По ее результатам школа может попасть в список хороших — и тогда получит деньги на развитие. А может — и в разряд плохих, тогда ее закроют, а директора уволят. Перед нами ловушка: внимание отвлекается на обсуждение стандартов, это уводит в сторону от настоящих проблем в системе образования».