Репетитора вызывали?
Образование детей – та сфера, на которой российские родители не готовы экономить даже в кризис. Но всегда ли репетитор необходим?
Как минимум 10% российских школьников пользуются услугами репетиторов, и это число с каждым годом растет. Кто-то занимается дополнительно, чтобы восполнить пробелы после болезни, кто-то готовится к ЕГЭ, кого-то не устраивают никакие отметки, кроме пятерок. Возможностей для дополнительных занятий сейчас множество — практически на любой бюджет.
Самыми дешевыми остаются групповые занятия с репетитором. В этом случае рассчитывать на индивидуальный подход не стоит, но число учеников в группе значительно ниже, чем в классе, до 10 человек. Но и стоимость относительно невысокая: от 80 руб. за час в регионах до 300 руб. в Москве.
Еще один достаточно бюджетный вариант — занятия с репетиторами-студентами (от 200 руб. за час в регионах и до 500−600 руб. в столице). Примерно в ту же сумму обойдутся уроки учителя-пенсионера, у которого нет ученых званий, но есть обширный опыт преподавания. Это хороший вариант для младших и средних школьников, которым необходимо наверстать упущенное в базовой программе.
Но, если нужно подготовить ребенка к ЕГЭ или поступлению в вуз, не обойтись без репетиторов высокой категории, услуги которых обойдутся от 3 тыс. руб. в Москве за 45 минут с преподавателем вуза или носителем языка, у которого есть диплом о педагогическом образовании.
Не стоит забывать о возможностях Интернета. Прежде всего здесь есть базы данных (к примеру, www. repetitor-baza.ru), где можно выбрать нужные вам условия: район, квалификацию преподавателя, цену. Еще один вариант — так называемые электронные репетиторы (www.er-test.ru), то есть сборники правил, тестов и упражнений, которые позволяют обнаружить пробелы и найти информацию. На многих образовательных сайтах можно получить онлайн-консультацию репетитора за деньги (www.onlineprepod.com) или даже бесплатно (на www.gramota.ru можно оставить вопрос преподавателю, а также скачать бесплатный электронный репетитор по русскому языку и написать виртуальный диктант).
Вопросы педагогу
Должны ли учителя в школе заниматься с отстающими?
Не должны. Это не входит ни в нагрузку учителя, ни в его заработную плату. Но большинство учителей — энтузиасты, переживающие за знания каждого подопечного. Поэтому многие занимаются с отстающими после уроков по своей доброй воле.
Какие звоночки могут подсказать родителям, что без репетитора не обойтись?
Резкое снижение успеваемости. Приносил ребеночек все пятерки и четверки, потом — отметки вдруг пропали. На вопросы родителей ученик отвечает: «Не спрашивали», или «Училка заболела, а другая оценки не ставит», или «Я руку тяну-тяну, а меня не спрашивают...» Затем появляются тройки, двойки, замечания в дневнике. Явный признак, что ребенок прогуливал уроки либо занимался на уроках не тем, чем нужно. Вот эти тройки и двойки являются признаком неусвоенного материала. Если родители могут самостоятельно с ребенком нагнать материал (доверительные отношения в семье, ребенок спокойно занимается с родителями и слушает их), репетитор не нужен. В противном случае нужен репетитор, но только с согласия ребенка.
Ребенок долго болел. Выйдя в школу на учебу, приходит домой в плохом настроении, расстроенный, плачет, но ничего не понимает, сделать ничего не может. Загляните в тетради: если действительно видите, что в тетрадях почти ничего нет или ничего не понятно ни вам, ни ребенку, нужен репетитор.
Если учителя в школе говорят, что ребенок не справляется с учебной программой, не усваивает ее, т. к. очень медленно работает на уроках, у него плохая память, слабая концентрация внимания
Если подросток собирается поступать в вуз, но сам осознает, что его знаний для этого недост
аточно, а на подготовительные курсы или не ходит, или они не продуктивны.
Иногда учителя специально строят учебный процесс так, чтобы родители были вынуждены платить репетиторам — иногда педагогам из той же школы. Как можно понять, что родителей просто «разводят»?
Сам факт того, что таким образом построен учебный процесс — это уже не просто «развод», а уголовное преступление. Учителям запрещено заниматься репетиторством с тем ребенком, которого он обучает в школе. Это грозит административным или уголовным наказанием со стороны налоговой инспекции за незаконное оказание услуг. Когда сам учитель предлагает вам себя в качестве репетитора, это стопро-
центный «развод».
Но иногда сами родители уговаривают учителя позаниматься дополнительно с их ребенком. В этом случае необходимо заключить хотя бы простой письменный договор и проводить репетиторские занятия вне стен школы.
Если ребенок отстает в школе, не может ли репетитор стать источником лишнего стресса?
Дополнительным стрессом репетитор станет в следующих случаях:У родителей завышенный уровень притязаний к ребенку, и они нанимают репетитора, часто вопреки желаниям ребенка. Вот здесь и начинаются конфликты. Внутренний — ребенок сам не может понять, зачем ему репетитор, внешний — между ребенком и родителями, между ребенком и репетитором, с которым он либо будет конфликтовать открыто, отказываясь от занятий, либо скрыто, прогуливая занятия или просто не вникая в то, что говорит репетитор. Такие никому ненужные занятия могут превратиться в очень серьезную проблему и для ученика, и для родителей.
Когда у ребенка большая нагрузка: он занимается в кружках, ведет общественную работу в школе, помогает родителям строить дачу
Поможет ли репетитор при подготовке к ЕГЭ?
Поможет, если сам выпускник школы понимает, что его знаний недостаточно. В качестве репетитора лучше брать преподавателей вуза, в который собирается поступать ребенок. Во-первых, у них несколько другой взгляд на уровень подготовки. Во-вторых, они в большей степени знакомы с тестовыми работами. В-третьих, психологически занятия с преподавателем вуза для подростка более значимы. К ним он будет относиться гораздо серьезнее и ответственнее.ЗА Репетитор нужен, если:
1 У ребенка по каким-либо причинам (много пропусков по болезни, прогулы 2 В силу психофизиологических особенностей (темп работы, отклонения в сфере внимания, памяти) ребенок не успевает на уроке усвоить материал. 3 Школьник готовится к поступлению в вуз, где требования преподавателей отличаются от требования школьных учителей. 4 Ребенок не может и хочет заниматься с родителями. | ПРОТИВ Репетитор бесполезен и даже вреден, если:
1 Ребенок усваивает учебный материал в силу своих возмож- ностей на «3» или «4», а родителям хочется, чтобы он знал все на «5». Но ребенок не может прыгнуть выше головы, поэтому репетитор — выброс денег на ветер. Занятия будут способствовать снижению самооценки и, следовательно, еще большему снижению успеваемости. 2 Квалификация репетитора оставляет желать лучшего. Такой специалист скорее навредит, чем поможет. 3 Ребенок перегружен различными кружками, дополнительными занятиями, и на репетитора у него уже не остается сил. 4 В качестве репетитора вы приглашаете учителя, преподающего этот же предмет у вашего ребенка в школе. |
В любом случае к занятиям с репетитором должен быть готов сам ребенок. Он должен понимать, что это необходимо для него и для его дальнейшего образования.
Чтобы не было конфликтов
• Проверьте квалификацию репетитора. Идеальный вариант — рекомендация знакомых. В остальных случаях попросите у преподавателя контакты родителей, с которыми вы могли бы поговорить.• Поприсутствуйте на занятиях: внимателен ли преподаватель к потребностям ребенка или работает «по накатанной»? Во втором случае трудно ожидать хороших результатов.
• После одного-двух занятий спросите у ребенка, все ли в порядке. Если ребенок отказывается от этого репетитора (но не от репетиторства), поинтересуйтесь причинами. Иногда занятия не дают желаемого результата только потому, что репетитор не нравится ребенку.
• Будьте на связи. Регулярно обсуждайте с репетитором ход занятий. Узнайте, есть ли прогресс, обсудите дальнейший план.
НАШ ЭКСПЕРТ:
Людмила Евдокимова, к. п. н., учитель высшей категории, автор материалов серии «Развитие личности ребенка» и книги «Большие заботы маленького школьника» (Издательство «Рама Паблишинг»).
Людмила Евдокимова, к. п. н., учитель высшей категории, автор материалов серии «Развитие личности ребенка» и книги «Большие заботы маленького школьника» (Издательство «Рама Паблишинг»).