Точно готов? Честный взгляд психолога на подготовку к школе
И родителям и учителям хочется, чтобы у детей в школе все было хорошо и школа стала для них местом познания и радости. Однако нередко в первом классе выясняется, что ребенок не готов к школе.
«Как не готов?! – изумляются родители. – В саду занимался, на подготовку ходил, читает, считает, пишет, "четвертый лишний" делает на раз, рассказы по картинкам составляет, все про динозавров рассказать может – чего же вы еще от него хотите?!»
Или: «Это все учительница виновата, заинтересовать не может, на занятиях дома с педагогом-репетитором ребенок просто солнышко – умный, заинтересованный, все делает, ну, балуется иногда, с кем не бывает. Школа не готова к современным детям...» Истина, как всегда, где-то посередине.
Конечно, бывают неопытные учителя, бывают выгоревшие, но бывает и так, что учитель вполне адекватный, а ребенку все равно трудно – несмотря на ум и способности.
Для учебы важно, чтобы ребенок мог удерживать правила, причем не только один на один со взрослым, но и в коллективе, где персонального внимания не так много. Пример по математике нужно не только решить, но и решить тогда, когда все его решают в классе, решение записать и, по возможности, с соблюдением правил оформления. А тут подружка Машка из-под парты новую куклу показывает, Сережка шепчет: «Кать, конфету хочешь?» – на улице теплынь, а дома Плюшка окотилась, котятки маленькие.
Хорошо еще, если никаких серьезных неприятностей в семье нет, тревога под ложечкой не сосет. А то совсем беда.
Как на этих примерах сосредотачиваться? Родители иногда приходят на консультацию и говорят: «У него рассеянное внимание, он постоянно отвлекается на уроке».
Диагностируешь это внимание и понимаешь: да нет, всё в норме, а вот произвольность (способность преодолевать желание, игнорировать посторонние вызовы и действовать по правилам) хромает. Произвольность важна тоже не сама по себе, а в паре с осознанностью. Прежде чем начать какое-то действие, нам надо понять, что именно требуется, как и когда это нужно сделать, а еще отследить, например, что у тебя очень устала рука, сжимающая ручку, и надо ей потрясти, прежде чем дальше писать начать, а то писать будет очень сложно. Но и это не все.
Узнавать новое, биться с азартом над решением задачки, хотеть узнать, а что же дальше случилось с героем рассказа, должно быть интересно. То есть у ребенка должна быть познавательная мотивация. А еще очень важно, чтобы ребенок мог без страха подвергаться оцениванию и не разрушаться от того, что у него что-то не получилось. Хоть в первом классе отметки не ставят, но дети быстро научаются считывать эмоциональную реакцию учительницы на свой ответ или работу, да и разные печатки (солнышки, звездочки и так далее), которые любят ставить учителя, тоже понятная большинству детей обратная связь.
Я специально сейчас убрала из этого предложения термины «осознанность», «произвольность», «познавательная мотивация» и т. д., чтобы сделать более наглядной их суть. Думаю, если вы прочитаете этот список навыков и умений, вы без труда скажете, что вот это все формируется в различных играх, чтении-слушании и в общении.
Ребенок, который играет в дочки- матери или строит на берегу замок из песка, гоняет в футбол или ищет грибы в лесу, делает аппликацию или лепит из пластилина, слушает сказку или наблюдает за муравьем, занят не ерундой, а как раз правильно готовится к школе. «О, – могут сказать родители, – раз любые игры с правилами полезны, а слушать сказки на пользу, так чего же психологи так любят ворчать на компьютерные игры и аудиокниги?»
Компьютерные игры и аудиокниги в исполнении актеров и профессиональных чтецов могут быть приятным и вполне развивающим занятием, но важно, чтобы в жизни ребенка было еще много игр и занятий, где предполагается непосредственное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Игра в компьютерную игру, слушание аудиокниги – это обезличенное взаимодействие.
Надо эти правила соблюдать и при этом можно столкнуться с тем, что Алешка регулярно жульничает и любит командовать, а Мариша, когда проигрывает, дуется. А когда выигрывает, начинает приплясывать, как папуас, и кричать: «Я – первая, я – первая!» – и так руки иногда и чешутся стукнуть ее, чтоб не выпендривалась, потому что обидно. Мама, в отличие от аудиокнижки, сердится или расстраивается, если ты во время ее чтения ходишь на голове или шепчешь команды для самолетика, который взял с собой в кровать. Поверьте: ребенка, который много играл, общался, рисовал, слушал чтение, придумывал себе сам игры и сочинял истории, – такого ребенка научить читать, писать, считать, выделять сходства и различия, составлять рассказ по картинке или пересказывать – не так сложно.
Новые виды деятельности легко ложатся на подготовленную базу. А вот создавать эту базу, когда первоклассник «все может, но уже ничего не хочет», когда выясняется, что он не может учиться, если учитель не сидит с ним рядом, когда он переживает из-за каждой ошибки так, словно это дело жизни и смерти, когда он не верит в себя – в тысячу раз сложнее.
Нет, конечно. Просто понять, что на время придется снизить планку, и научиться договариваться с учителями о том, как вы теперь единой командой будете идти к общей цели. Поддерживать себя и сына или дочку, радоваться общим победам. Дети учатся, и дети учатся из точки покоя, поэтому самое важное, что мы можем им дать, – это наше внимание, любовь и поддержку.
Советы, полезные для всех
Ребенку нужно время на «выдох»
Иногда кажется, что чем больше ребенок занят, тем лучше. Во-первых, в мире столько всего интересного, во-вторых, ходит в кружок или на секцию – значит, не тупит в телефон, не вращается в сомнительной компании... Но ребенку тоже нужно время на то, чтобы переварить новые знания и впечатления, понять, что понравилось, а что нет, что получается, а что не очень, почувствовать, чего сейчас хочется: поваляться и отдохнуть, поиграть с собакой, съесть яблоко, поболтать и т. д.
Некоторые дети (как и некоторые взрослые) не умеют чувствовать усталость. Они в какой-то момент или сваливаются в болезнь или выдают протестное поведение, вроде бы на пустом месте. Для первоклассника одного кружка или секции более чем достаточно на первые полгода. Потом можно посмотреть.
Скука – это полезно
Скука позволяет ребенку ощутить свои потребности и найти способы их удовлетворения, если, конечно, мы не бросаемся тут же придумывать за него, чем же заняться, и если у него не сформировался единственный ответ на скуку – скучно – включи телевизор или возьми телефон.
Ребенок имеет право бросать и перебирать занятия
«Он должен уметь доводить дело до конца. Что значит – в этом году волейбол, а в следующем музыка? – негодуют строгие папы и целеустремленные мамы в моем кабинете. – Так он ничему не научится!» Но частенько даже взрослым бывает сложно понять, что им нравится или не нравится, не попробовав. Что уж говорить о детях.
Не бывает детей, которые ничего не доводят до конца, иначе бы куча детей, на которых родители жалуются, что они все бросают на полдороге, ходили бы в полуспущенных штанах, не досмотрели бы до конца ни одного фильма и т. д. Если ребенок бросает любой кружок или секцию, как только сталкивается с первыми трудностями, если он готов заниматься только там, где им восхищаются, работать надо с уверенностью в себе и внимательно разбираться, почему у ребенка такая колоссальная потребность во внимании.
Если ребенок может вкладываться только в решение краткосрочных задач, надо думать, в чем дело и что разрушает его мотивацию в более долгосрочной перспективе. А если у него просто часто меняются интересы, это не страшно, значит, он просто ищет себя и свое.
Помогать ребенку с домашними заданиями или нет, зависит от того, сформированы ли у него необходимые навыки для самостоятельного их выполнения
Помощь взрослого должна быть направлена именно на их формирование и постепенную передачу инициативы. «Она уже в пятом классе, а уроки сама делать не хочет. Если мы над душой не стоим, то домашка делается кое-как. Мы уже пускали все на самотек (думали, двойки ее образумят), айфон пообещали – загорелась, но воз и ныне там. Сама расстраивается, у нас с отцом нервы на пределе, и ее жалко, и сил нет. Почему все дети могут, а наша нет? Ну, была бы дурочка, так нет же, умный ребенок, если занимается, одни пятерки».
– «А раньше как уроки делали?»
– «Раньше с нами бабушка жила. Она с ней садилась, спрашивала, что задано, вместе раскладывали учебники, бабушка читала задания, говорила, что делать, непонятное объясняла, следила, чтоб не отвлекалась, потом проверяла. У нас бабушка-перфекционистка: если ошибка, то надо все переписать, до идеала довести».
Когда бабушку из уравнения убрали, выяснилось, что кучу вещей нужно уметь делать самостоятельно. Нужно уговорить себя сесть за уроки, посмотреть, что задано, определить, в какой последовательности, понять, что требуется в задаче, вычленить, если что-то непонятно, пересмотреть
правило или алгоритм.
Знакомая история? Я нередко слышу подобное от родителей школьников. Увы, если какой-то навык не сформирован, придется формировать его с той точки, на которой процесс застопорился. Грустно, если приходится учить ребенка учиться в средней школе.
Но точно могу сказать: все дети учатся и любят учиться, просто на коррекцию каких-то проблем может понадобиться чуть больше сил и времени. Но вы обязательно справитесь.