Точно готов? Честный взгляд психолога на подготовку к школе

Как подготовить ребенка к школе? И как понять, что что-то идет не так? Младшеклассникам и их родителям посвящается.
Точно готов? Честный взгляд психолога на подготовку к школе

И родителям и учителям хочется, чтобы у детей в школе все было хорошо и школа стала для них местом познания и радости. Однако нередко в первом классе выясняется, что ребенок не готов к школе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Как не готов?! – изумляются родители. – В саду занимался, на подготовку ходил, читает, считает, пишет, "четвертый лишний" делает на раз, рассказы по картинкам составляет, все про динозавров рассказать может – чего же вы еще от него хотите?!»

Или: «Это все учительница виновата, заинтересовать не может, на занятиях дома с педагогом-репетитором ребенок просто солнышко – умный, заинтересованный, все делает, ну, балуется иногда, с кем не бывает. Школа не готова к современным детям...» Истина, как всегда, где-то посередине.

Конечно, бывают неопытные учителя, бывают выгоревшие, но бывает и так, что учитель вполне адекватный, а ребенку все равно трудно – несмотря на ум и способности.

Так с чем же приходится справляться первокласснику и какие умения ему необходимы?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для учебы важно, чтобы ребенок мог удерживать правила, причем не только один на один со взрослым, но и в коллективе, где персонального внимания не так много. Пример по математике нужно не только решить, но и решить тогда, когда все его решают в классе, решение записать и, по возможности, с соблюдением правил оформления. А тут подружка Машка из-под парты новую куклу показывает, Сережка шепчет: «Кать, конфету хочешь?» – на улице теплынь, а дома Плюшка окотилась, котятки маленькие.

Хорошо еще, если никаких серьезных неприятностей в семье нет, тревога под ложечкой не сосет. А то совсем беда.

Как на этих примерах сосредотачиваться? Родители иногда приходят на консультацию и говорят: «У него рассеянное внимание, он постоянно отвлекается на уроке».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Психолог поможет понять, готов ли ребенок к школе
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Диагностируешь это внимание и понимаешь: да нет, всё в норме, а вот произвольность (способность преодолевать желание, игнорировать посторонние вызовы и действовать по правилам) хромает. Произвольность важна тоже не сама по себе, а в паре с осознанностью. Прежде чем начать какое-то действие, нам надо понять, что именно требуется, как и когда это нужно сделать, а еще отследить, например, что у тебя очень устала рука, сжимающая ручку, и надо ей потрясти, прежде чем дальше писать начать, а то писать будет очень сложно. Но и это не все.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Узнавать новое, биться с азартом над решением задачки, хотеть узнать, а что же дальше случилось с героем рассказа, должно быть интересно. То есть у ребенка должна быть познавательная мотивация. А еще очень важно, чтобы ребенок мог без страха подвергаться оцениванию и не разрушаться от того, что у него что-то не получилось. Хоть в первом классе отметки не ставят, но дети быстро научаются считывать эмоциональную реакцию учительницы на свой ответ или работу, да и разные печатки (солнышки, звездочки и так далее), которые любят ставить учителя, тоже понятная большинству детей обратная связь.

Так откуда же это все берется: интерес к новому, умение понимать, способность следовать правилам и договоренностям, умение радоваться тому, что что-то хорошо получилось и не очень расстраиваться, если не вышло, желание пробовать еще раз?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я специально сейчас убрала из этого предложения термины «осознанность», «произвольность», «познавательная мотивация» и т. д., чтобы сделать более наглядной их суть. Думаю, если вы прочитаете этот список навыков и умений, вы без труда скажете, что вот это все формируется в различных играх, чтении-слушании и в общении.

Ребенок, который играет в дочки- матери или строит на берегу замок из песка, гоняет в футбол или ищет грибы в лесу, делает аппликацию или лепит из пластилина, слушает сказку или наблюдает за муравьем, занят не ерундой, а как раз правильно готовится к школе. «О, – могут сказать родители, – раз любые игры с правилами полезны, а слушать сказки на пользу, так чего же психологи так любят ворчать на компьютерные игры и аудиокниги?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Компьютерные игры и аудиокниги в исполнении актеров и профессиональных чтецов могут быть приятным и вполне развивающим занятием, но важно, чтобы в жизни ребенка было еще много игр и занятий, где предполагается непосредственное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Игра в компьютерную игру, слушание аудиокниги – это обезличенное взаимодействие.

В игре со сверстниками есть масса этапов, которые для компьютерной игры просто не нужны. Надо найти, с кем играть, и договориться, что вы будете играть вместе, во что, по каким правилам.

Надо эти правила соблюдать и при этом можно столкнуться с тем, что Алешка регулярно жульничает и любит командовать, а Мариша, когда проигрывает, дуется. А когда выигрывает, начинает приплясывать, как папуас, и кричать: «Я – первая, я – первая!» – и так руки иногда и чешутся стукнуть ее, чтоб не выпендривалась, потому что обидно. Мама, в отличие от аудиокнижки, сердится или расстраивается, если ты во время ее чтения ходишь на голове или шепчешь команды для самолетика, который взял с собой в кровать. Поверьте: ребенка, который много играл, общался, рисовал, слушал чтение, придумывал себе сам игры и сочинял истории, – такого ребенка научить читать, писать, считать, выделять сходства и различия, составлять рассказ по картинке или пересказывать – не так сложно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Новые виды деятельности легко ложатся на подготовленную базу. А вот создавать эту базу, когда первоклассник «все может, но уже ничего не хочет», когда выясняется, что он не может учиться, если учитель не сидит с ним рядом, когда он переживает из-за каждой ошибки так, словно это дело жизни и смерти, когда он не верит в себя – в тысячу раз сложнее.

А если наш все-таки не готов, а в школу мы пошли? Что теперь все? Посыпать голову пеплом или смириться, что 11 лет пройдут в формате совместной каторги?

Нет, конечно. Просто понять, что на время придется снизить планку, и научиться договариваться с учителями о том, как вы теперь единой командой будете идти к общей цели. Поддерживать себя и сына или дочку, радоваться общим победам. Дети учатся, и дети учатся из точки покоя, поэтому самое важное, что мы можем им дать, – это наше внимание, любовь и поддержку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Психолог поможет понять, готов ли ребенок к школе

Советы, полезные для всех

Ребенку нужно время на «выдох»

Иногда кажется, что чем больше ребенок занят, тем лучше. Во-первых, в мире столько всего интересного, во-вторых, ходит в кружок или на секцию – значит, не тупит в телефон, не вращается в сомнительной компании... Но ребенку тоже нужно время на то, чтобы переварить новые знания и впечатления, понять, что понравилось, а что нет, что получается, а что не очень, почувствовать, чего сейчас хочется: поваляться и отдохнуть, поиграть с собакой, съесть яблоко, поболтать и т. д.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Некоторые дети (как и некоторые взрослые) не умеют чувствовать усталость. Они в какой-то момент или сваливаются в болезнь или выдают протестное поведение, вроде бы на пустом месте. Для первоклассника одного кружка или секции более чем достаточно на первые полгода. Потом можно посмотреть.

Скука – это полезно

Скука позволяет ребенку ощутить свои потребности и найти способы их удовлетворения, если, конечно, мы не бросаемся тут же придумывать за него, чем же заняться, и если у него не сформировался единственный ответ на скуку – скучно – включи телевизор или возьми телефон.

Ребенок имеет право бросать и перебирать занятия

«Он должен уметь доводить дело до конца. Что значит – в этом году волейбол, а в следующем музыка? – негодуют строгие папы и целеустремленные мамы в моем кабинете. – Так он ничему не научится!» Но частенько даже взрослым бывает сложно понять, что им нравится или не нравится, не попробовав. Что уж говорить о детях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не бывает детей, которые ничего не доводят до конца, иначе бы куча детей, на которых родители жалуются, что они все бросают на полдороге, ходили бы в полуспущенных штанах, не досмотрели бы до конца ни одного фильма и т. д. Если ребенок бросает любой кружок или секцию, как только сталкивается с первыми трудностями, если он готов заниматься только там, где им восхищаются, работать надо с уверенностью в себе и внимательно разбираться, почему у ребенка такая колоссальная потребность во внимании.

Если ребенок может вкладываться только в решение краткосрочных задач, надо думать, в чем дело и что разрушает его мотивацию в более долгосрочной перспективе. А если у него просто часто меняются интересы, это не страшно, значит, он просто ищет себя и свое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помогать ребенку с домашними заданиями или нет, зависит от того, сформированы ли у него необходимые навыки для самостоятельного их выполнения

Помощь взрослого должна быть направлена именно на их формирование и постепенную передачу инициативы. «Она уже в пятом классе, а уроки сама делать не хочет. Если мы над душой не стоим, то домашка делается кое-как. Мы уже пускали все на самотек (думали, двойки ее образумят), айфон пообещали – загорелась, но воз и ныне там. Сама расстраивается, у нас с отцом нервы на пределе, и ее жалко, и сил нет. Почему все дети могут, а наша нет? Ну, была бы дурочка, так нет же, умный ребенок, если занимается, одни пятерки».

– «А раньше как уроки делали?»

– «Раньше с нами бабушка жила. Она с ней садилась, спрашивала, что задано, вместе раскладывали учебники, бабушка читала задания, говорила, что делать, непонятное объясняла, следила, чтоб не отвлекалась, потом проверяла. У нас бабушка-перфекционистка: если ошибка, то надо все переписать, до идеала довести».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда бабушку из уравнения убрали, выяснилось, что кучу вещей нужно уметь делать самостоятельно. Нужно уговорить себя сесть за уроки, посмотреть, что задано, определить, в какой последовательности, понять, что требуется в задаче, вычленить, если что-то непонятно, пересмотреть
правило или алгоритм.

Решить, когда можно чуть передохнуть, а когда надо посидеть и дожать до конца, проверить, пожалеть себя, если не получилось, и попробовать еще раз – или закончить на сегодня.

Знакомая история? Я нередко слышу подобное от родителей школьников. Увы, если какой-то навык не сформирован, придется формировать его с той точки, на которой процесс застопорился. Грустно, если приходится учить ребенка учиться в средней школе.

Но точно могу сказать: все дети учатся и любят учиться, просто на коррекцию каких-то проблем может понадобиться чуть больше сил и времени. Но вы обязательно справитесь.