Не пропустите: 6 ранних признаков дислексии у ребёнка и 5 способов его поддержать
Октябрь считается в разных странах мира месяцем осведомленности о дислексии. Эксперты подчеркивают важность раннего выявления этого нарушения восприятия. При дислексии ребенок может обладать средним или высоким интеллектом, но испытывать значительные сложности с чтением, письмом и правописанием. При правильной поддержке дети с таким нарушением способны преодолеть трудности и преуспеть в учебе.
6 основных признаков, которые могут указывать на то, что у вашего ребёнка дислексия
Трудности с запоминанием детских стихов
Дети могут испытывать сложности с запоминанием или декламацией простых стихов, таких как «Идёт бычок, качается». Это связано с тем, что ребенку с дислексией может быть трудно распознавать рифмующиеся слова или разбивать слова на отдельные звуки.
Медленное развитие речи
Дети с дислексией могут начать говорить позже своих сверстников, также им сложно четко артикулировать. Такой ребенок часто испытывает трудности с фонологической обработкой, что негативно влияет на его способность точно воспроизводить звуки речи.
Трудности с обучением чтению
Сложности запоминания последовательности букв и их ассоциации со звуками может стать препятствием для детей с дислексией из-за трудностей с последовательной памятью и соответствием фонем и графем.
Трудности с выполнением более чем одной инструкции
Дети с дислексией могут испытывать сложности с выполнением нескольких инструкций, забывая их части или путая порядок. Это, как правило, связано с проблемами с рабочей памятью и последовательностью.
Путаница со словами, указывающими направление
Слова, указывающие направление, такие как «влево», «вправо», «вверх» и «вниз», могут постоянно сбивать с толку людей с дислексией. Это их распространенная черта, которая часто сохраняется и во взрослой жизни.
Трудности с кратковременной памятью
Кратковременная память также может быть проблемой — детям сложно вспомнить недавно полученную информацию, например, имя друга или простые инструкции. Дело в том, что дислексия может влиять на рабочую память, отвечающую за временное хранение и обработку информации.
Другие признаки дислексии у детей
Признаки дислексии часто проявляются, когда дети начинают ходить в школу и сосредотачиваются на развитии навыков чтения и письма.
- Чтение: трудности с чтением слов, медленное чтение или ошибки при чтении вслух.
- Письмо: непоследовательное написание, написание слов в обратном порядке или путание похожих букв.
- Грамматика: трудности с изучением приставок или суффиксов.
- Внимание: трудности с концентрацией внимания, сидением на месте или слушанием историй.
- Мелкая моторика: трудности с раскрашиванием линий или неаккуратные мазки кистью.
- Тревожность: проявление тревожности, особенно при чтении вслух.
- Семейный анамнез: другие члены семьи с похожими сложностями.
Руководитель отдела образования в сервисе репетиторов Explore Learning Шарлотта Гейтер отмечает: «Важно помнить, что дислексия не является отражением интеллекта. При правильной поддержке дети с дислексией могут достичь замечательных успехов. Главное — распознать уникальные потребности в обучении каждого ребенка и обеспечить соответствующую адаптацию его образовательных стратегий».
5 способов поддержать ребёнка с дислексией:
Шарлотта Гейтер предлагает несколько стратегий помощи детям с дислексией.
Используйте несколько чувств для обучения:
Включайте визуальные, слуховые и тактильные действия. Для маленьких детей полезно лепить буквы из пластилина или петь песенки про алфавит. Ученикам постарше рекомендуется цветовое кодирование различных частей речи или создание интеллект-карт для структурирования рассказов.
Разбивайте задачи на более мелкие этапы
Объемные задания могут быть сложными для учеников с дислексией. Визуальные контрольные списки могут помочь маленьким детям, а приложения для управления цифровыми задачами — детям постарше и подросткам. Отмечайте завершение этапов во всех возрастных группах, чтобы поддерживать мотивацию.
Выделяйте на чтение и письмо дополнительное время
Мминимизация давления времени может помочь детям более эффективно обрабатывать информацию. Младшим школьникам увеличьте время чтения или используйте песочные часы для письменных заданий, чтобы сделать время визуальным. Старшим детям выделите дополнительное время на домашние задания и задания по чтению. Создайте тихое, свободное от отвлекающих факторов учебное пространство дома и поощряйте регулярные перерывы, чтобы сохранять концентрацию.
Используйте полезные технологии
Применяйте соответствующие возрасту вспомогательные инструменты для поддержки обучения. Интерактивные приложения для фонетики и цифровые сборники рассказов могут сделать чтение более интересным для младших школьникам. Детям постарше пригодится программное обеспечение для преобразования текста в речь для заданий по чтению и проверки орфографии для письменных заданий. Учащимся средней школы могут быть полезны инструменты распознавания голоса для ведения заметок, в то время как программное обеспечение для проверки грамматики полезно для совершенствования письменных работ.
Сосредоточьтесь на сильных сторонах
Крайне важно определить и развивать области, в которых ваш ребенок блистает, чтобы повысить его уверенность и мотивацию. Для учеников начальной школы это может означать похвалу их креативности в рассказывании историй или их мастерству в практических занятиях. Детей постарше можно поощрять вступать в клубы или заниматься проектами, которые задействуют их сильные стороны, будь то наука, искусство или спорт. Учащихся средней школы направляйте к факультативным предметам и внеклассным мероприятиям, которые соответствуют их талантам и интересам.
Прочтите интервью «Нового очага» с Марией Пиотровской, которая первая в России взялась за помощь детям с дислексией, узнайте 11 фактов о дислексии и дисграфии и изучите особенности дислексии у взрослых.
По материалам Express.co.uk