Может ли ребенок учиться дома?
Можно ли вообще учиться дома?
«В последнее время к нам стало приходить все больше родителей, которые хотят перевести ребенка на семейное обучение. Отчасти из-за кризиса, потому что мамы предпочитают оставаться дома и заниматься детьми, отчасти из-за разочарования в школе», — рассказывает руководитель клуба «Автодидакт», педагог, психолог Марина Байкова. Клуб этот, существующий с 1994 года, объединяет родителей и педагогов, которые предпочитают школе учебу в родных стенах, дома.
Сама Марина — мама троих детей, которые ни одного дня не учились в школе, но при этом с успехом поступили на бюджетные отделения престижных институтов и в аспирантуру. «Ни в коем случае не отрицаю школу вовсе и не призываю всех поголовно ее бросить. Но убеждена, что семейное обучение — это элитарное образование, причем единственное, что для него требуется — время, потраченное родителями, и ответственность. Все дело в том, что дети сегодня резко меняются, — объясняет Марина, — они быстрее мыслят, обладают большим объемом информации благодаря компьютерам и вообще иначе смотрят на мир. И, для того чтобы школа соответствовала нынешним детям, нужно, чтобы выросло новое поколение учителей. Конечно, есть школы, где детям интересно, где создана правильная атмосфера и увлеченные педагоги. Но сегодня их очень немного».
На семейное обучение, как правило, переходят дети, которых школа «выбрасывает». Одним скучно, и они изводят учителя вопросами, другие не в силах подолгу сидеть. Сюда же относятся дети с ранней одаренностью, которые много занимаются спортом или музыкой.
«Мы, — поясняет Марина, — предлагаем программы по разным предметам, советуем, как оформить отношения со школой, а главное, — помогаем родителям преодолеть главные предрассудки о семейном обучении:
• Ребенку необходима дисциплина. На самом деле нужны мотивация, стремление познавать новое, а как раз это в школе быстро пропадает. А родители в состоянии эту мотивацию пробудить — тогда не надо будет и «строить» ребенка.
• Родители не обладают педагогическими знаниями. По нашим методикам родители тесным образом участвуют в учебе лишь в первые два-три года. Становясь старше, ребенок приобретает способность к самообучению, ищет нужную ему информацию по учебному плану. У родителей, в сравнении с учителями, есть преимущество — они хорошо знают ребенка, поэтому у них больше шансов заинтересовать его.
• Ребенок не научится жить в коллективе. При правильно построенном домашнем обучении на уроки уходит не более 2 часов в день. Остальное время можно использовать для занятий спортом, музыкой, рисованием — общаться в коллективе детей со сходными интересами. Школа же часто «ломает» не имеющих врожденного «стержня». Все мы знаем, как тяжело бывает в школьной компании ребятам слабым, неуверенным в себе. Со временем, пройдя подростковый возраст, такие дети обретают уверенность. И отсутствие школьного опыта агрессии поможет им сохранить открытость миру. Вырастая в дружелюбной среде, обладая добрым характером и высоким интеллектом, эти дети чаще всего становятся душой компании».
Ведь именно в школе отныне будет проводить большую часть жизни сын или дочка. А родителям останутся автографы в дневнике, родительские собрания со взносами и ежевечерний вид детской спины, выразительно согнутой над письменным столом.
«Ничего-ничего, — думают родители, вспоминая свое школьное детство, — и мы так учились». Если надо «подтянуть» и «выправить», нанимают репетиторов. Вмешиваться в сложный учебный процесс мало кто отваживается, слишком уж далеко позади осталась школа. Только вот уровень школьного образования стремительно падает. Абитуриенты, говорят вузовские преподаватели, не просто не знают каких-то важных вещей, у них часто отсутствует общее представление о предмете, логические связи между разными фрагментами науки. Школьные учителя в большинстве своем в ответ разводят руки и говорят, что с нынешними детьми они не справляются. И только родители могут помочь ребенку справиться с учебой. Причем для этого не нужны сверхусилия и какие-то особенные знания, только терпение — и следование советам наших экспертов.
Как научить ребенка делать домашние задания?
«Это настоящая катастрофа, — вздыхает Анна, мама восьмилетней Вари, — мы сидим над домашними заданиями почти до полуночи. Варвара постоянно отвлекается — то с кошкой поиграть, то съесть что-нибудь. А потом она просто перестает соображать вовсе, и у меня заканчивается терпение. Все завершается тем, что я быстренько решаю примеры и делаю упражнения, а она просто переписывает их в тетрадку...» Почему детям, а вместе с ними и родителям так тяжело даются домашние задания и как это исправить, рассказывает д. б. н., профессор, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. «Для ребенка, особенно первоклассника, домашние задания — это новый вид самостоятельной деятельности, требующей не только концентрации внимания, усидчивости, но и умения организовать свою деятельность.
А это сложная работа, ведь ребенок при этом должен уметь:
- Воспринимать, понимать и удерживать в памяти инструкцию (задание). Если ребенок несколько раз переписывает задание или выполняет только его часть, нужно выяснить: понимает ли он смысл всех слов, понимает ли, что и как сделать, запоминает ли все задание.
КАК ПОМОЧЬ?
Если есть какие-то проблемы, необходимо спокойно и терпеливо разобрать задание, объяснить, сложное задание при необходимости разделить на части и выполнять эти части последовательно.
- Планировать последовательность своих действий. Дети 6−8 лет нуждаются в помощи взрослых при разработке алгоритма действия. Взрослые должны помочь им построить последовательность действий при выполнении упражнений, решении задач, подготовке устных заданий. Например, если алгоритм решения задач по математике задает учитель, то просьбу «выучить» какой-то материал дети нередко воспринимают как пересказ всего материала близко к тексту,
т. е. механически запомнить. Это требует много времени и сил, а результат часто неудовлетворителен.
КАК ПОМОЧЬ?
Ребенку надо терпеливо объяснить, как разделить текст на части, как выделить главную мысль, как пересказывать
- Самостоятельно следить за правильностью выполнения действия и корректировать его (видеть и исправлять ошибки). Как правило, взрослые берут эту задачу на себя. Они буквально сидят за спиной и сами контролируют выполнение заданий. Ребенок быстро привыкает к тому, что его поправят, и «отдает» ответственность взрослым. Но наступает момент, когда родители решают: пора ребенку самому готовить уроки. И здесь они вдруг сталкиваются с сопротивлением и нежеланием, которые выражаются слезами, тревожностью. Это результат «сидения за спиной», но не вина ребенка. Его просто не научили самостоятельно работать.
КАК ПОМОЧЬ?
Постепенно, без раздражения и упреков приучать его делать уроки без взрослых. Объяснив, что и как нужно делать, найти повод уйти в другую комнату, заняться своим делом. При этом надо показывать, что вы готовы помочь, если у ребенка возникнут вопросы. А внезапное решение «хватит, с сегодняшнего дня готовишь уроки сам» ни к чему хорошему не приведет, но может вызвать стресс.
- Сформулировать свою проблему и попросить о помощи. Чаще дети стесняются, не знают, как обратиться за помощью. А многие просто уверены, что у них нет такого права — переспросить, уточнить, просто сказать «непонятно, не знаю».
КАК ПОМОЧЬ?
Очень важно научить ребенка разбираться в проблеме, понимать, что у него не получается, почему это происходит. И не бояться обращаться за помощью и к родителям, и к учителю.
- Завершить и проверить свою работу. Казалось бы, все просто, но для этого нужно хорошо понимать и помнить задание. И этому тоже нужно детей учить.
КАК ПОМОЧЬ?
Стоит внимательно понаблюдать за ребенком, понять, в чем его проблема, и шаг за шагом, спокойно объяснять, прорабатывать, закреплять все то, что не получается».
Что от родителей ждет школа?
«Я считаю, — рассказывает Олег, отец 13-летнего Максима, — что ребенка нужно загрузить по полной программе. Я всегда прошу давать ему как можно больше заданий. Если в школе появляются новые секции, отвожу туда сына — лишь бы он не бездельничал, не пил пиво и не шлялся бы с непонятного вида друзьями». «На самом деле, — говорит Вадим Злотников, заместитель директора Центра образования "Соколиная гора", — ребенок обязательно должен иметь возможность ничего не делать некоторое время. Ведь лень — это защитный механизм, который уберегает организм от перегорания.
Учителям больше всего хочется, чтобы с родителями было сотрудничество. А это:
- Прямой контакт с учителем, с администрацией школы — и не только в форме протестов или просьб, а совместные обсуждения сложностей;
- Эмоциональная защищенность ребенка, особенно проблемного. Школа не в состоянии сделать так, чтобы дети не говорили обидных слов. Но родители могут создать ребенку комфортную среду, благодаря которой его это не будет задевать;
- Возможность расслабляться. Никакая, даже самая лучшая школа не заменит ребенку дома. Потому что дома он должен разгружаться, существовать в атмосфере любви и принятия его, независимо от успехов. Представьте себе: в школе его ругают, требуют результатов, он приходит домой, а там начинается то же самое: «Ты дурак, опять получил двойку»... Ребенок везде испытывает напряжение, а отсюда уже недалеко до нерв- ных срывов, суицида, социального протеста.
- Отсутствие перегрузок. Иногда родители, обладая профессиональными знаниями и навыками, начинают интенсивно заниматься с ребенком «своим» предметом. И хорошо, если это связано с тем, что ребенок выбрал себе такую же профессию и проявил талант в ней. Часто эти нагрузки связаны с переживаниями: «Как же это, мой ребенок и не сдаст английский лучше всех?» На самом деле они не могут смириться с тем, что у ребенка своя жизнь и свои способности, и он не должен отвечать за амбиции своих родителей».
ПРАВИЛА домашней работы
- Лучшее время для приготовления домашних заданий: от 15−16 до 17−18 часов. Позже можно что-то повторить, например, выученное стихотворение. Занятия после 19 часов неэффективны, приводят к слишком большому напряжению (и назавтра приходится все повторять) и возбуждению, которое нередко не позволяет ребенку спокойно заснуть.
- Ребенка надо научить готовить рабочее место, необходимые учебники, тетради, принадлежности и пр. для того, чтобы не отвлекаться на поиск линейки или карандаша, книги или альбома.
- Начинать выполнение домашних заданий надо с того, что у ребенка получается. Это помогает включиться в работу и дает положительный эмоциональный настрой.
- Первоклассник может, не отвлекаясь, трудиться не больше 5−10 минут, второклассник — 10−15 минут, учащийся 3−4-го классов — 20−25 минут. В более старшем возрасте время это доходит до 30−40 минут. Это значит, что требование «пока не сделаешь, сиди и занимайся» лишено смысла. Надо научить ребенка переключаться: сделать несколько упражнений, подвигаться, выпить стакан сока, съесть яблоко
и т. п. и вновь включиться в работу. В противном случае ребенок будет тянуть время, искать разные причины, чтобы отвлечься. - Желательно, чтобы во время приготовления уроков ребенка ничто не отвлекало. Если ребенок сидит за уроками, а в этой же комнате бабушка смотрит телевизор на полной громкости, младший брат играет с котенком, мама разговаривает по телефону, школьник сосредоточиться не может.
- Не стоит сидеть за спиной и следить за работой ребенка, но он должен быть уверен, что взрослые готовы помочь.