Как в СССР дома перевозили на новое место вместе с жильцами
Первыми это сделали итальянцы
Первый опыт передвижения зданий задокументирован в 15 веке, в итальянской Болонье. Архитектор Аристотель Фиораванти предложил перевезти 24-метровую колокольню, которая мешала строительству нового здания администрации. Строение обшили мощными брусьями, чтобы стены колокольни не пошли трещинами и передвинули на 13 метров при помощи системы канатов и блоков.
Новый Генплан
В СССР эра переездов домов началась в 1935 году, после утверждения Генерального плана реконструкции Москвы. По новому плану предполагалось расширение старых дорог и прокладка новых. Некоторые здания оказались на пути новых трасс. В этот список попали и памятники архитектуры. Поэтому было решено какие-то здания отправить под снос, а какие-то — отодвинуть. Если уж люди в 15 веке смогли это сделать, то почему не попробовать в 20 веке?
Трест по разборке и перемещению зданий
В Москве был создан Трест по разборке и перемещению зданий, в который набирали специалистов из Метростроя. Главным инженером ведомства назначили Эммануила Генделя, крупнейшего специалиста по передвижке и выпрямлению зданий. До этого Эммануил Матвеевич руководил укреплением фундаментов зданий вблизи линий метро.
Первый переезд дома в Москве
Первый переезд дома был запланирован на улице Осипенко (сейчас это улица Садовническая). Дом имел форму буквы «г» и длинная его часть мешала строительству Краснохолмского моста. Поэтому решили весь дом не перевозить, а разрезать его на две части и разобраться только с длинной половиной.
Это был уникальный опыт. Как минимум, потому, что на время подготовительного периода, а также во время переезда дома, его жильцов никуда не отселяли. Люди жили в своих квартирах и пользовались всеми коммуникациями. В доме работали водопровод, канализация, электричество, телефон и радио. Все системы были связаны с городской инфраструктурой кабелями и эластичными трубами.
Переезд прошёл успешно, в течение трёх дней дом передвигали на катках, которые ехали по 37 рельсам. Дом ехал так плавно, что жильцы узнали о том, что переезжают на новое место только утром первого дня, когда увидели, что пейзаж за окнами начал понемногу меняться.
Как перевозили дома
Это сложно даже представить, не то что осуществить. Вот как перетащить целый дом, который весит 10-20 тысяч тонн на новое место? Да так, чтобы ни одна несущая стена не потрескалась? Это было очень сложное, с точки зрения инженерии решение, но выполнимое. Для того, чтобы здание ехало плавно и не повредилось в процессе переезда, требовалось огромное количество рабочих рук и строгое соблюдение технологии.
Подготовка к переезду зданий занимала от полугода до года. Прежде всего нужно было укрепить дом жёсткой рамой из металлических балок по периметру несущих стен, на том уровне, где он будет отделён от фундамента. Затем здание отрезали от фундамента с помощью специальных тросов, подставив под него мощные домкраты, медленно поднимающие дом. Теперь нужно было расчистить дорогу зданию. Метростроевцы пробивали траншеи, в которых укладывали шпалы на твёрдое бетонное основание, а на них размещали катки.
Вот так отделённое от фундамента здание и могло катиться на новое место. Лебёдки должны были буксировать его вперед. Всё, подготовительный процесс закончен, можно двигать дом. Обычно сам переезд занимал немного времени — от одних суток, до шести дней, в зависимости от расстояния, которое дому нужно было преодолеть.
Самые известные дома, которые переехали
Саввинское подворье
Бывшее Саввинское подворье, которое сейчас находится на Тверской, было решено сохранить как памятник архитектуры. Задача была сложной, это здание оказалось самым тяжелым из всех предыдущих — 23 тысячи тонн. Подготовку к переезду здания проводили под видом реконструкции, чтобы избежать паники у жильцов. По отработанной технологии под дом установили жёсткую раму и с помощью домкратов поставили на катки. Ночью 4 ноября 1939 года Саввинское подворье поехало на новое место со скоростью 10 метров в час. Люди спали в квартирах, ни о чем не догадываясь. Дом ехал так плавно, что в одной из квартир уцелела башня из кубиков, которую вечером сложил ребёнок.
Московская центральная глазная больница
Это здание снялось с места в мае 1940 года. Оно уехало с улицы Горького (сейчас Тверская) в Мамоновский переулок. Больницу весом 13 тысяч тонн нужно было не только увезти с центральной городской улицы в переулок, но ещё развернуть и поставить на заранее отстроенный цокольный этаж. Передвигали здание по уже отработанной технологии, не уведомив о мероприятии не только пациентов, но и врачей, поэтому во время переезда в больнице продолжали делать операции.
Моссовет
Это был один из самых сложных переездов. Здание Моссовета сложной формы, к тому же первый этаж дома занимает бальный зал — большое помещение без несущих конструкций. Власти ещё и усугубили задачу перед трестом, указав переносить здание вместе с подвалом, где хранились государственные документы. Говорят, некоторые сотрудники треста уволились, узнав о том, что ведомству придётся перевозить Моссовет, да ещё и на таких условиях.
Однако Эммануил Гендель всё же решился взяться за этот сложный проект. На этот раз все работы по подготовке здания к переезду проходили на четырёхметровой глубине, чтобы перевезти Моссовет вместе с подвалом. В итоге здание перевезли на Тверскую 13, но часть стен и перекрытий пошли трещинами. Поэтому позже было решено провести реконструкцию дома и встроить в него 24 металлические колонны.
Дом Сытина
В одном из переездов непосредственно участвовали журналисты газеты «Труд». Редакция газеты в конце 70-х находилась в доме Сытина на улице Горького (Тверской). Этот дом передвинули в сторону на 47 метров.
МХТ имени Чехова
Старое здание МХАТа переехало последним в Москве в 1983 году. Во время реконструкции здание разрезали по линии занавеса и коробку сцены отодвинули вглубь квартала на 20 метров. В появившемся пространстве выстроили новую часть здания.
Сейчас практика переездов зданий на новые места закончена и к ней пока не возвращаются. Во-первых, слишком высоки риски, во-вторых, подготовка к переезду зданий занимает много времени. Проще здание снести и построить на его месте новое. Конечно, если это не памятник архитектуры.