Как поставить домашний спектакль

Впереди – еще несколько недель каникул, за время которых можно поставить и показать друзьям и родным даже не один спектакль, а несколько.
Как поставить домашний спектакль

Во-первых, в спектакле заняты именно те артисты, на которых больше всего хотят посмотреть зрители. Когда вы приходите в какой-нибудь театр, может случиться, что вам не понравятся исполнители — дома такого не случается. Так что успех гарантирован в любом случае.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, спектакль длится не два часа, а гораздо меньше. Лучше всего, если домашний спектакль будет коротким — минимум времени, за которое вы можете передать содержание. В нашей детской театральной студии за четыре занятия по 2 часа мы делаем спектакль, который идет 10−15 минут.

В-третьих, у вас самый удобный театральный зал, в который не надо добираться, поскольку это дома. И зрителям не надо стоять в очереди в гардероб, не надо стесняться чужих людей — можно снять пиджак и даже сесть на диван с ногами.

В-четвертых, после премьеры обязательно будет шикарный банкет, причем он продлится гораздо дольше представления и бюджет его превышает бюджет спектакля. Именно об этом больше всего мечтают профессиональные артисты любого театра.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как выбирать пьесу для спектакля?

Поскольку у нас есть столько преимуществ: спектакль играют только один раз, в нем участвуют любимые артисты и успех гарантирован заранее, то почему бы нам не взяться за то, о чем «большие театры» всегда мечтают — за великие произведения. Хотя бы даже за «Вильяма нашего Шекспира»! В домашнем театре можно относиться к великим авторам без лишнего пиетета — воспринимайте их как членов вашей семьи. Вы гениальный режиссер, у вас гениальные артисты, а при этом вы берете в соавторы Пушкина и Бетховена — разве может не получиться гениальный спектакль? Не бойтесь дописать или переписать что-то — в этом театре вам все позволено. Самый сильный эффект всегда производит то, что нарушает стереотипы. Если маленький ребенок играет колобка, это воспринимается всеми как вполне привычная история и вряд ли вызовет какое-то эстетическое потрясение, а ведь именно его мы обычно добиваемся в театре. А вот если шестилетний ребенок выходит с черепом и шпагой в руках и говорит: «Быть или не быть!» — то степень воздействия такого спектакля возрастает многократно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из законов домашнего театра гласит: чем больше несоответствие между тем, кто играет, и что играют, тем больший художественный эффект вы произведете. Не бойтесь брать самые серьезные произведения, будь то балет «Лебединое озеро», трагедии «Ромео и Джульетта» или «Гамлет», известные библейские истории и т. п. Прелесть их в том, что почти каждый зритель знает сюжет почти наизусть, поэтому можно не углубляться в детали. К тому же вы имеете возможность хотя бы чуть-чуть познакомить ребенка с «правильной» литературой, музыкой. То есть заложить основу того, что затем поведет его в консерваторию, на оперу или серьезный спектакль, заставит открыть хорошую книгу или сходить в картинную галерею.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как писать сценарий?

1. Сокращайте пьесу до самого минимума, оставьте из всего произведения только самое главное — сюжет. Это тоже дает сильный художественный эффект: представьте «Гамлета», сыгранного за пять минут. По-настоящему великие произведения от этого не проигрывают, а еще больше поражают.

2. Определитесь с количеством сцен, разбив пьесу на несколько самых важных. В каждой из них может быть буквально по несколько реплик, которые коротко передадут суть происходящего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. Выберите жанр. Как вы понимаете, опера и балет требуют долгих репетиций. Но есть, например, теневой театр — занавеска и плоские куклы изготавливаются очень быстро, а выглядит все эффектно. Есть бумажный театр, в котором достаточно вырезанных из бумаги кукол и декорации-задника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

4. Найдите музыку. Чем более она будет серьезной — пусть даже тема произведения не будет иметь отношения к теме спектакля, — тем лучше. Лучше, если музыка будет сопровождать все действие. И обязательно найдите торжественную мелодию для поклонов. Конечно, трехлетке совсем неинтересно играть Гамлета или что-то в этом роде. Он не понимает этого. А вот оказаться в ситуации, когда он стоит на сцене, а все зрители очень рады тому, что он делает, — это как раз для него очень важно. Потому что ребенку вообще очень важно делать так, чтобы это нравилось окружающим. Кстати, артисты тем и отличаются от остальных людей тем, что у них этот период продолжается до старости — им очень важно знать, правильно ли они делают и нравится ли это окружающим.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5. Проведите репетиции. Не надо ребенка мучить театром: репетировать много раз, объяснять слишком подробно суть. Просто коротко расскажите ему сюжет — поверьте, это будет именно то, ради чего большинство людей приходит в театр. А затем ставьте простые задачи: «Ты бежишь сюда, кричишь и падаешь». Для изготовления декорации в бумажном театре возьмите бумажный ролик вроде бумаги для факса. Нарисуйте на нем декорации по порядку следования сцен. Затем закрепите ролик с двух сторон на двух бутылках. У вас есть декорации, которые вы меняете, просто прокручивая ролик назад или вперед. И зрители сразу понимают, в каком месте происходит сцена. Здесь можно много чего придумать, например, вырезать в декорации окошки, за которыми будут мелькать фигурки людей. ак репетировать? Сделайте программки и афиши, где укажите не только первый, но и второй состав исполнителей (например, вместе бабушки, если что, будет играть дедушка). Поставьте ребенка у дверей комнаты, чтобы он предлагал занимать места в зрительном зале.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Предложите бинокли. Очень ровно расставьте зрительные ряды и пронумеруйте их. Раздайте билеты. Подсветите рампу (направив на нее две настольные лампы), дайте три звонка ипопросите выключить мобильники, погасите свет. Эта игра может продолжаться сколько угодно, гораздо дольше самого представления, и дольше, чем это бывает в театре (особенно если кто-то из зрителей застрял в пробке).

Объявите, что начал работать буфет, и начните выдавать напитки и бутерброды. И не забывайте главное — вы, в отличие от профессиональных режиссеров и актеров, обречены на успех!