Как помочь школьнику подготовиться к экзаменам
Я боюсь!
До экзамена еще куча времени, но ребенок уже боится, нервничает и даже уверен, что не сдаст.
Что делать?
Объясните ребенку, что небольшое волнение перед экзаменом, это нормально. Расскажите о том, как вы когда-то проходили экзаменационные испытания. Убедите его, что жизнь в период подготовки не сводится только к урокам, что обязательно нужно отдыхать, общаться и гулять. Снять стресс помогает физическая нагрузка, например, плавание или танцы. Если вы замечаете, что переживания ребенка по своей силе не соответствуют ситуации, перед экзаменами у него появляются соматические симптомы (тошнота и мигрени, боли в животе), стоит обратиться к неврологу, психологу.
Очень часто человека пугает неясность ситуации, ее неопределенность, поэтому чем четче ребенок сможет представить себе процедуру экзамена, тем лучше. Проговорите детали, этапы, устройте репетицию. Полезно пробовать свои силы на олимпиадах, но важно дать ребенку установку не столько на победу, сколько на адаптацию к сложной ситуации. Важен не столько результат, сколько привыкание к стрессовой атмосфере проверки знаний.
Чтобы преодолеть неуверенность в собственных силах — самую частую причину переживаний ребенка, составьте подробный план подготовки: пусть в нем большое дело будет разделено на небольшие последовательные этапы с указанием сроков. Доказано, что подробное планирование сложных дел помогает воспринимать их более понятными, выполнимыми. Обязательно запишите план, чтобы и вы, и школьник могли сверяться с ним.
Неуверенным детям важно, чтобы преподаватели не нагнетали обстановку, не запугивали экзаменами. Если нужно, поговорите с учителем, объясните свою позицию. Больше всего ребенку сейчас требуется от вас эмоциональная поддержка, так что обязательно регулярно и по-разному хвалите школьника за то, что уже выучено и освоено.
Как же все это выучить?!
Привычного школьного зазубривания материала недостаточно для эффективной работы памяти, так что помогите ребенку овладеть приемами рационального запоминания.
Что делать?
Прежде чем приступать к изучению материала, определите, в какое время суток ребенок лучше соображает и запоминает.
Используйте различные способы запоминания. Рисуйте по тексту схемы, таблицы, графики, интеллект-карты (в центре изображается основное понятие темы, от него отходят лучи, на которых кратко представлены основные блоки материала в виде терминов, рисунков). Это наглядная опора, к которой можно обратиться при повторении.
Легче всего выучить информацию, которую человек осмыслил и понял. Вместе анализируйте, сравнивайте, классифицируйте материал, выделяйте главные мысли, придумывайте понятные примеры.
Обязательно слушайте ребенка или привлекайте к занятиям других членов семьи: для продуктивного запоминания очень полезно рассказывать кому-либо выученное.
Эффективно повторение перед сном, а затем утром: в течение ночи новая информация успевает «отлежаться» и перейти в долговременную память. А если ваш ребенок не хочет учиться, прочитайте этот материал.
Так волновался, что... не сдал!
К сожалению, бывает и так: ребенок прекрасно знал и воспроизводил экзаменационный материал дома, но в ситуации стресса все вылетело у него из головы.
Что делать?
Сохраняйте спокойствие и оптимизм. При провале именно близкие помогают идти дальше, не пасовать, конструктивно переживать неудачи. Вот почему в такой момент не должно быть никаких скандалов или фраз вроде «а я говорила». Вместо этого вместе с ребенком оцените, какие существуют запасные возможности: пересдача экзамена
Если речь идет о вступительных экзаменах, важно, чтобы сам школьник осознанно хотел их сдавать. Если он понимает, что ему навязывают ВУЗ родители, включается внутреннее сопротивление.
Человеку, уже пережившему неудачу, трудно представить себе иной вариант развития событий. Поэтому обязательно помогите ребенку мысленно рисовать картину успеха, причем этот навык нужно довести до автоматизма. Как помочь ребенку справиться со стрессом.
Обязательно все выучу — завтра!
Особенности характера ребенка мешают сосредоточиться, он постоянно откладывает любые дела, требующие от него усилий.
Что делать?
Договоритесь о часе «икс», в который будут начинаться занятия каждый день, и ставьте будильник на это время. Учите распределять время не только для подготовки, но и на самом экзамене — часто дети не успевают проверить работу и исправить найденные ошибки.
Выключите телевизор и обеспечьте максимальную тишину в доме. Ребенок имеет право на то, чтобы его не отвлекали, когда он занят таким важным делом, как учеба. Раз мы просим его быть внимательным, сосредоточенным, нужно создать соответствующую обстановку.
Пока ребенок сам не признал наличие проблемы с концентрацией, справиться с ней будет крайне сложно. Обсуждение вовсе не равно осуждению. Задача взрослого — подвести к осознанию проблемы.
Предложите варианты помощи. Может быть, ребенку будет легче, если вы будете напоминать ему о занятиях, или находиться рядом, или поможете разобрать тему.
Не пытайтесь восполнить все пробелы за раз, делайте перерывы на 15−20 минут после каждого часа подготовки. Детям часто нужен «контролер», который ненавязчиво, но четко сообщит, что время отдыха прошло, и не отстанет, пока занятия не возобновятся.
Хорошая помощь в концентрации — словесный отчет перед самим собой или другим человеком о том, что сделано, что предстоит сделать.
У меня все идеально!
Перфекционизм как болезненное стремление быть лучшим во всем в итоге приносит не успех, а физическое и психическое истощение.
Что делать?
Если вы склонны предъявлять завышенные требования к ребенку, помните: даже очень уравновешенные дети с сильной нервной системой рано или поздно срываются под таким психологическим грузом — и часто в самых неподходящий момент. Периодически пересматривайте требования, будьте более гибкими и не бойтесь изменить свою позицию.
Если сам ребенок слишком требователен к себе, не может смириться с поражением, поговорите о том, что означает выражение «не ошибается тот, кто ничего не делает», почему важен и негативный опыт, как можно «отпускать» ситуацию. Пусть ребенок знает, что он остается для вас хорошим и любимым всегда — даже когда допускает промахи.