Как помочь ребенку выучить английский
Язык и возраст
5−6 лет: играем
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, поэтому эффективность усвоения материала напрямую зависит от умения педагога заинтересовать ребенка, преподнести скучные, а иногда и нелегкие вещи в игровой форме. Любое упражнение «маскируется» под игру! Кроме того, языковое занятие для дошкольника не должно длиться более 20−30 минут — именно в течение такого времени малыш способен сохранять активное внимание. В дошкольных группах считалочки и стишки дети повторяют вместе, хором, а задания построены на соревновательно-игровой основе, что создает дополнительную мотивацию. Именно поэтому в таком возрасте предпочтительнее групповые, а не индивидуальные занятия: они обеспечивают нужный ритм урока, вовлеченность в игру. Обзор курсов иностранного языка для дошкольников смотрите здесь. А для того, чтобы создать языковую среду, так необходимую для эффективного усвоения знаний, смотрите с малышами короткие мультики без перевода, пойте вместе песенки, учите стихи и считалочки.
7−10 лет: хвалим
Начало школьной жизни — не самое подходящее время для «языкового старта»: лучше увеличивать нагрузку постепенно. Если изучение иностранного языка входит в школьную программу, не торопите ребенка, не настаивайте на дополнительных занятиях. Главный рецепт успешного получения новых знаний в младших классах — это похвала. Ни в коем случае не ругайте ребенка за ошибки, отмечайте любые достижения, акцентируйте внимание только на положительных моментах. «Как ты красиво написал это слово», «как я рада твоей четверке», — все эти слова помогут школьнику сформировать позитивное отношение к изучению нового языка. И, разумеется, занятия языком — это не наказание, а удовольствие и даже привилегия!
11−13 лет: больше общения
В этом возрасте у школьника обычно уже сформировано отношение к языку (особенно если изучение идет с раннего возраста), неплохой словарный запас, он делает первые попытки использовать свои знания на практике. Сейчас особое значение приобретает общение со сверстниками, поэтому хорошим вариантом станут дополнительные занятия на курсах, где ребенок сможет обсуждать интересующие его темы (спорт, музыка, путешествия, школьные будни) с ровесниками. Убедитесь, что преподаватель умеет поддерживать комфортную для детей обстановку в группе, соблюдает баланс между теорией и языковой практикой. Ведь главная задача курсов — помочь ученику «разговориться», перестать чувствовать стеснение, научиться использовать свой пассивный словарный запас.
13 лет и старше: погружение
Это время серьезной подготовки к экзаменам (а иногда даже к выбору дальнейшей профессии), так что изучение языка пора переводить на новый уровень. Отличную возможность для «погружения» даст поездка в зарубежный лагерь. Плюсов множество: говорить и договариваться нужно будет только на изучаемом языке, можно на практике изучить многие языковые нюансы, язык станет более понятен и близок. Однако, если подросток в силу возрастных особенностей скованно себя чувствует с новыми людьми, сложно идет на контакт, с поездкой лучше подождать до тех пор, пока он сам не выскажет эту идею. Ведь если поездка будет инициированной вами «обязанностью», эффективность от нее будет минимальной.
Как подобрать методику
Несмотря на то что сегодня есть множество самых разных методик изучения языка, не спешите отмахиваться от традиционных, проверенных временем вариантов. Идеальным выбором станет традиционное обучение, включающее в себя различные аспекты, делающие учебный процесс более захватывающим. Это могут быть и новые игровые способы обработки лексики, и интересные идеи, с помощью которых даже скучные грамматические упражнения ребенок выполняет с удовольствием, и использование языковых игр и приложений.
Зачем учиться?
Обсудите с ребенком, с какой целью он изучает язык? Будет ли с ним связана его будущая профессия или он занимается просто потому, что «в школе преподают»? Хочет ли он свободно чувствовать себя во время путешествий или планирует продолжить образование на иностранном языке? Может быть, сын мечтает стать знаменитым рок-музыкантом, а дочка — выйти замуж за принца Уэльского? В общем, помогите найти интересную и важную цель изучения языка: чем более осознанная мотивация у школьника, тем лучших результатов он достигнет.
Учимся или играем?
«Сухой» подход к выполнению домашних заданий разбавляйте творческими хитростями. Ребенок готовится к диктанту? Вместо того чтобы механически и многократно повторять новое слово, напишите его на листе бумаги, разрежьте на кусочки так, чтобы на каждом оказалась одна буква, перемешайте — составляйте слова наперегонки! Процесс подготовки этих карточек тоже будет обучающим, поскольку прописывая слово на карточках по буквам, мы без усилий запоминаем порядок букв.
Не запоминаются новые слова? Напишите их на стикерах и расклейте по комнате, затем дайте ребенку стопку других стикеров, с заранее написанным на них русским переводом, и попросите как можно быстрее найти пары к русским словам. «Подпишите» с помощью стикеров все предметы в комнате ребенка, его части тела, игрушки.
Введите язык в домашний обиход: скажем, будите школьника по утрам приветствием или ругайте за оценки на английском языке, соглашайтесь отпустить в кино с друзьями, если он правильно сформулирует свою просьбу по-английски. Кстати, родители могут демонстративно переходить на иностранный язык, когда обсуждают что-то, не предназначенное для детских ушей: очень мотивирует слушать и запоминать!
Языковая среда
Максимально используйте все возможности понаблюдать за языком в «естественных условиях», «попробовать» его на вкус. Во время отпуска в иноязычной стране поддерживайте желание ребенка использовать даже небольшие знания. Не ругайте за ошибки, не поправляйте через слово, позвольте им почувствовать «свободное плавание», получить удовольствие от возможности решения проблем без использования родного языка. Ситуация, когда ребенок начал изучать язык, которым не владеют родители, ставит его в лидерскую позицию, помогает осознать свою значимую роль, развивает ответственность.
Подросток увлечен сериалами? Введите запрет на просмотр дублированных фильмов, но разрешите смотреть кино с субтитрами. Обсудите вместе, почему перевод одного и того же слова может различаться? Есть форумы, где фанаты того или иного сериала вместе переводят очередную серию: к ним можно присоединиться со своими идеями.
Пусть ребенок читает иностранный оригинал любимой книги — но параллельно с изданием на русском языке: это помогает уловить нюансы перевода.
Как помочь?
Многие родители задаются вопросом: помогать ли ребенку делать домашние задания, как контролировать его знания? Ведь случается, что родитель не владеет языком, который ребенок изучает в школе или на курсах. Лучший выход — начать вместе с ребенком учить буквы, писать слова — и таким образом контролировать процесс. Возможно, ваше желание «учиться вместе» станет хорошим примером
Курсы, репетитор.
В учебной группе должно быть не более 6−8 человек, репетиторы часто предлагают ученикам заниматься в парах — чтобы активнее общаться. Убедитесь, что в начале и конце курса есть тестирование, что нужные учебные пособия предоставляются преподавателем. Важно, чтобы в программе была предусмотрена возможность подготовиться к квалификационным экзаменам. Наличие домашнего задания — отличный признак: в изучении языка важны регулярность и практика.
Изучаем иностранный язык: мифы и правда
Миф 1
Ребенок занимается уже два месяца, а результата не видно. У него нет склонности к языкам!
На самом деле
Усвоение языка (а под усвоением мы понимаем умение его использовать как средство коммуникации) происходит постепенно — и не важно, в каком возрасте ребенок начал заниматься. Вначале будет «заложен фундамент»: правила, структуры построения фраз, словарный запас. Да, бывает, что продвижение кажется медленным, но результат будет: дети, у которых «нет способностей» к изучению языка, практически не встречаются!
Миф 2
Самый лучший способ запомнить слова — старая добрая зубрежка.
На самом деле
Конечно, ученику придется запоминать много новых слов, но механическое заучивание помогает далеко не всегда. Важно начать использовать знания, чтобы они перешли в «долговременную» память — составлять фразы и говорить. В любом языке есть «базовый» запас слов, наиболее часто используемых — местоимения, основные глаголы: любое занятие стоит начинать с простых диалогов, чтобы лучше запоминать готовые обороты.
Миф 3
Лучше хорошо знать один иностранный язык, чем несколько, но поверхностно.
На самом деле
Идеально выучить иностранный язык — очень сложная задача: ведь язык, как живой организм, постоянно меняется и развивается. Изучение новых языков отлично развивает память, логику: профессиональные переводчики уверены, что изучение каждого следующего языка дается гораздо легче, ведь мы используем уже готовую «основу». И не надо бояться ошибок, конечно, они будут, это естественная часть обучения.
Миф 4
В обычной школе никогда не выучить язык, знания можно получить только в школе с углубленным изучением языка.
На самом деле
В школах с языковым уклоном количество уроков в неделю, и правда, значительно больше, чем в обыкновенной, и часто для родителей это оказывается решающим фактором. Но важно обратить внимание не на количество учебных часов, а на их качество: кто ведет уроки, по какой программе учатся дети. Случается, что педагог, прекрасно владеющий языком, предпочитает авторитарный метод обучения, строго оценивает знания. Результат — негативное отношение ребенка к языку, а в худшем случае — и отвращение. Поэтому, записав ребенка в обыкновенную школу, но к проверенному преподавателю, можно и нужно ждать прекрасных результатов.
Миф 5
Начинать изучение иностранного языка нужно как можно раньше, иначе потом ученику будет сложно на уроках в школе.
На самом деле
Многие родители расценивают занятие, скажем, английским как обязательную часть программы дошкольной подготовки. Возможности детской памяти, и правда, довольно большие, и ребенок 4−6 лет вполне может освоить пару десятков слов, простые фразы, выучить буквы. Но есть два важных условия: обучение должно быть добровольным и в форме игры. По настроению малыша уже после первых занятий будет понятно, стоит ли продолжать, понравилась ли ему новая «игра» или нет. Когда ребенок начнет учить язык в школе, он все равно нагонит даже «продвинутых» сверстников, а пройденный ранее материал непременно пригодится в будущем.
- Придерживайтесь «золотой середины» — так, чтобы и сохранить интерес к изучению языка, и не «перекормить» им ребенка. Не стремитесь загрузить расписание и без того занятого школьника ежедневными дополнительными уроками английского: двух-трех уроков в неделю вполне достаточно.
- Отмечайте любой, даже самый незначительный, успех ребенка — это поможет ему сформировать позитивное отношение к процессу изучения языка. Не ругайте за оценки, вселяйте в ребенка веру в свои собственные силы.
- Подключайте фантазию. Не ограничивайтесь одним лишь академическим подходом к изучению иностранного языка, ищите необычные и веселые способы узнать и запомнить новое слово или фразу.
- Подавайте пример — учите язык вместе с ребенком. Проявляйте интерес к его занятиям: когда школьник подходит с просьбой послушать его чтение, а слышит в ответ: «Ой, я тут все равно ничего не пойму, давай уж как-нибудь сам», — в следующий раз он уже вряд ли подойдет, а может, и задумается, зачем ему делать то, что никому не важно.
- Покажите ребенку широкие возможности владения иностранным языком: можно и прочитать информацию о любимом актере на его странице в соцсети, и послушать интервью с чемпионом мира, и поболтать со сверстниками в другой стране во время семейного отпуска.