Как облегчить жизнь школьнику? 12 советов от московских учителей
Мария Старостенкова,
учитель русского языка и литературы, «Школа самоопределения» № 734 им. А. Н. Тубельского
Разговаривайте с детьми!
Не только об уроках, поступлении и отметках. Просто разговаривайте – это очень важно. Смотрите вместе кино, обсуждайте новости, ситуации, трудности. Говорите о будущем, но не в тревожном ключе, а в позитивном. Часто родители приходят к педагогу с тревогой – с ребенком что-то не ладится. И не могут ответить на простой вопрос: «А вы с ним разговаривали об этом?» Оказывается, разговаривали, но это скорее был монолог на тему: «Вот я в твои годы...».
Делайте сложные задания вместе
Речь не о задачках или упражнениях на каждый день. В школе всегда есть творческие задания, которые интересно выполнять вместе. Первая презентация, творческие и проектные работы, поиск ответов на трудные вопросы, которые позволят углубиться в какую-то тему – если вы подключитесь, то сможете сделать процесс подготовки увлекательным. Можно читать вместе, если ребенку это дается трудно. Время, проведенное за совместной работой, – это ваше время друг для друга.
Научите ребёнка правильно воспринимать отметку
Отметка – это констатация факта выполненной работы. Ее правила и критерии должны быть понятны и вам, и ребенку – за что можно получить определенный балл. Ни родитель, ни учитель не могут требовать, чтобы ребенок учился на пятерку. Если его самого устраивает его тройка, ну, значит, это так. Можно по этому поводу говорить, можно стараться стимулировать интерес и старания, но не требовать.
Экзамены – не самое главное в жизни
Когда ребенок рыдает из-за того, что получил не ту оценку, которую ожидала его мама, это неправильно. В неврозах и тяжелых переживаниях по поводу предстоящих экзаменов виноваты взрослые, поэтому перенастроиться необходимо именно им.
Просто потому, что у коллеги или родственницы один ребенок, а у вас другой. ОГЭ и ЕГЭ – это первые детские испытания, которые нужно пройти достойно, не более того. Это не показатель взрослости, образованности, даже не показатель реальных знаний, поскольку оценки очень субъективны.
Самые главные вещи в жизни ребенка не измеряются баллами, поэтому и экзамены – не самое важное в жизни. Не стоит посвящать натаскиванию на экзамены два последних года в школе – это время поиска, в котором родители могут своему ребенку помочь.
Не навязывайте свой выбор
Моя многолетняя практика показывает: то, что решено за ребенка, не работает. Если вы, а не ребенок решили, что ему нужен репетитор – занятия не помогут подтянуть предмет. Он должен сам захотеть такой помощи. Если вы выбрали престижный вуз или профессию – ребенок, возможно, подчинится, но не удержится в вузе. Такие истории случаются каждый год. Это потраченные деньги, нервы, время. И упреки – «мы столько в тебя вложили...»
Ребенок ничего не должен взрослому. И в первую очередь не должен осуществлять его представления о правильном выборе дальнейшего пути. Вспомните Бармалея из фильма «Айболит-66»: «У меня в два дня все станут счастливые, а кто не станет, я того в бараний рог согну!»
Мы думаем, что знаем лучше – куда ему поступать, от чего ему будет хорошо. Не знаем. И наш опыт – ничего не решает. Хочет быть музыкантом, а не юристом – пусть попробует сначала стать музыкантом. Ничего не хочет – тоже бывает. Не все определяются с профессией или направлением обучения в 17 лет. Искать, менять направление, сначала работать, а потом учиться – это нормально. Ничего не произойдет, если ребенок никуда не поступит после 11-го класса. Сейчас можно получать образование столько, сколько хочется, без ограничений по возрасту. Ищите вместе интересных людей, которые могут что-то рассказать, поделиться опытом, ходите вместе на дни открытых дверей, поддерживайте выбор ребенка – это самое важное.
Сергей Волков,
завкафедрой словесности ОАНО «Новая школа»
Задавайте вопросы себе
Чем может помочь родитель школьнику, чтобы тот не скис на уроках литературы? Ничем – и очень многим. Зависит, как всегда, от тысячи мелочей.
Во-первых, не нужно нервничать. Свет клином на уроках не сошелся. Ни на каких. На уроках литературы тем более. Потому что литература – это искусство, это то, что человек должен выбирать сам. Я не хочу слушать музыку, которая вступает в диссонанс с моим состоянием. Я не хочу видеть сочетания цветов на картинах, которые ранят мой мозг. Даже если эта музыка и эти картины созданы великими. Снимаю шляпу – и иду дальше.
Так же и с книгами. Не по душе – отпускаем без сожалений, пусть ищет другого читателя. А мы поищем другую книгу. Процесс поиска может быть долгим, наберемся терпения.
Во-вторых, стоит спросить себя, зачем вам нужна высокая отметка вашего ребенка на уроке литературы. Еще раз: вам – его отметка. И честно ответить себе на этот вопрос. лучше несколько раз, поворачивая его разными сторонами.
Что будет, если он получит тройку? Будете ли вы менее счастливы в отношениях с ним, если это будет не пятерка? Зачем вам вообще нужны внешние оценки вашего ребенка? Может статься, что задавание вопросов закончится для вас походом к психологу и началом серьезной работы с собой. И отлично.
Ну и, в-третьих. Чтобы ребенок читал, вы должны читать сами. Сами для себя. И немного, но желательно регулярно – для него. Возьмите вы эту заданную на дом «капитанскую дочку», сядьте рядом на удобный диван, налейте себе чаю, завернитесь в плед, зажгите лампу – и читайте друг другу. И печенья побольше, оно способствует. И обнимайте друг друга почаще. Без этого ребенок точно скиснет. И не только на литературе.
Филипп Суров,
учитель труда, дизайнер, автор детских познавательных книг и настольных игр
Приучайте детей к ручному труду
Раз в неделю я веду уроки труда для мальчиков в гимназии Сергиева Посада. На уроках мы делаем много интересного. И вот мой совет.
Сейчас детям не хватает умения что-то делать руками, и важно приучать их к ручному труду, воспитывать к нему уважение. Это долго было немодным, а теперь именно этого очень не хватает. Дети не могут применять навыки, полученные на других предметах, к реальной жизненной ситуации. Например, пятиклассник умеет разделить отрезок в тетради на 5 равных частей, а доску на 5 частей для скворечника ему разделить сложно. Издательства могут подтвердить, что продажи книг про поделки упали ниже плинтуса, а поделки – это начало этой работы.
Что можно делать дома, чтобы развивать эти навыки:
- Прежде всего работает личный пример: взрослые сами что-то делают руками, а ребенок в этом участвует.
- Учить детей что-нибудь красить. Ту же деревянную икеевскую табуретку. Сейчас много хороших безвредных красок, например, акриловая эмаль.
- Обустроить небольшой уголок с деревяшками и инструментами. Даже в городской квартире можно завести небольшой контейнер и наполнить его, пройдясь по строительному магазину.
- Там же можно купить все для домашнего конструктора. Разрешите ребенку самому выбрать гайки, болты. Кстати, из белых пластиковых труб можно сделать ксилофон.
- С маленькими детьми мы делаем простые игрушки из дерева. А после 12 лет надо начинать делать что-то серьезное. Отличные примеры для досуга на даче можно найти у знаменитого адвоката Егорова, на его ютьюб-канале. Мы с учениками вдохновились его опытом и сделали байдарку из пластиковых труб, фанеры и стрейч-пленки.
- Сделать что-нибудь красивое для интерьера. Мы с детьми делаем даже лофтовые светильники из дерева и металла. На самом деле это просто.
А как бонус: освоение электрики. В общем, без опилок не обойтись, но и в небоязни строительного мусора есть свой педагогический смысл. Такие вещи приучают к порядку, потому что все надо за собой потом убрать.
Иван Боганцев,
директор Европейской гимназии
Конкурируйте с гаджетами
Как к гаджетам отнестись родителям, да и учителям? Стоит ли бояться или можно поставить гаджет на службу школьника? Я отвечу на этот вопрос и с точки зрения директора школы, с точки зрения родителя.
Во-первых, проблема гаджетов существует, и дети действительно в шестом, в седьмом, в пятом классе могут быть глубоко в них погружены – и это пагубно влияет и на их социальную активность, и на учебу, и на способности концентрироваться.
Во-вторых, нужно признать, что у этой проблемы не существует одного простого решения. Часто родители предлагают просто запретить гаджеты во всей школе. конфисковать гаджеты дома им кажется неправильным (хотя они сами их и купили), и они хотят переложить эту ответственность на нас. Но такой радикальный путь не решает проблему, а просто ее запихивает в рукав. И мне кажется, что, если эта проблема будет решена, она будет решена каким-то совместным движением в эту сторону.
Прежде всего нужно создавать систему правил, которые могут заключаться в том, что в каких-то местах школы или, например, если учитель попросит об этом, гаджеты используются, а в каких-то – нет. Можно регламентировать время, в этом нет ничего плохого, есть и специальные IT-решения – для того чтобы на телефоне контролировать время и использование тех или иных приложений.
Во-вторых, в жизни каждого ребенка есть масса вещей, которые при прочих равных увлекают его еще больше, чем гаджеты. Я всегда привожу пример своей дочери. Если ее оставить с телефоном и книгой, она скорее всего выберет телефон. Но если ей, например, дать телефон и бадминтонную ракетку, то скорее всего выиграет бадминтон – в очень большом количестве случаев.
Нужно искать, окружать детей информацией и интересным опытом, которые составят конкуренцию гаджетам. Огромные команды очень умных и проницательных людей работают над игровыми приложениями, их задача – удержать внимание ребенка, и они, конечно, всегда с ней справятся. Наше конкурентное поле, как родителей и как школ, находится в офлайне, и именно там нужно давать ребенку альтернативы.
Юлия Вешникова,
директор благотворительного фонда «ДАР», основавшего «Новую школу»
Помогите найти себя
Очень важно, чтобы ребенок оказался в школе в ситуации успеха. Ваш конкретный ребенок. И в этом смысле выбранная школа – ключ к здоровому психическому состоянию и детей, и родителей. Вы можете выбрать школу, которую ругает каждый второй, а вашему ребенку в ней хорошо.
Что толку выбирать крутую школу, если ваш ребенок в ней все время будет в хвосте? Гай Юлий Цезарь сказал: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме». Успех дает возможность и ресурс двигаться дальше и достигать большего, приносит радость и удовлетворение. А это и есть путь к себе, к душевному благополучию и – как результат – к счастью и успеху, которого мы так хотим для своих детей.
Для первой ступени лучше найти школу в шаговой доступности. Ребенок будет меньше уставать, у него останется время на игры, спорт, чтение, прогулки, которых лишены дети, тратящие много времени на перемещение до школы.
А вот к концу средней школы, когда встает вопрос самоопределения, советую обратить внимание на те заведения, где есть возможность трудовой, деятельностной практики. Где дают возможность короткой пробы в различных сферах рынка, где есть экскурсии на предприятия с элементами интерактива. У ребят повышается ответственность за свои поступки, появляется представление о финансах, о типах работ, возможностях, которые есть вокруг.