Что нового в школе?
Больше школьников — больше денег25 августа мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление, согласно которому с 1 января 2006-го года московские школы перейдут на нормативно-подушевое финансирование. Это означает, что бюджет учебных заведений будет напрямую зависеть от количества учащихся. Новое постановление будет реализовано поэтапно: в первую очередь будут финансироваться учреждения общего образования — школы, гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением тех или иных предметов Уже известны конкретные цифры: на ученика общеобразовательной школы будет выделено 26 187 рублей, на гимназиста — 49 933 рубля, на лицеиста — 49 799 рублей. Эти средства пойдут на оплату труда учителей, закупку оборудования и учебников. Представители Департамента образования считают, что новая система заставит руководителей школ повышать уровень образования, т.к. от имиджа и престижа школы будет напрямую зависеть количество учеников, — а, следовательно, и финансирование. В спецшколы — без конкурсаДиректора школ (пока речь идет о школах с углубленным изучением иностранного языка) теряют единоличное право решать, принимать им ребенка в школу или нет. Экзамены и конкурсы при зачислении в школу также поощряться не будут. Директора этих школ должны лишь собрать заявления родителей о приеме их детей в школу и передать их в специально созданные комиссии при окружных управлениях образования. И уже эти комиссии определяют, кого принять в школу. Директор же получает готовые, сформированные списки классов. По словам Л. Кезиной, это сделано для того, чтобы избежать поборов с родителей. «В этом году мы сняли с работы 13 директоров, которые вымогали деньги с родителей. Чтобы у них было меньше искушений, мы решили, что директора школ теперь не могут принять окончательное решение о зачислении ребенка в школу», — сказала глава департамента образования г. Москвы. Шесть лет. Для начала...В 13 школах Москвы с нынешнего учебного года начинается эксперимент по начальной шестилетке. Сегодня, как известно, школы работают по программам четырехлетней начальной школы. Система «1−3», чрезвычайно популярная несколько лет назад, себя, к сожалению, не оправдала. Дети не справлялись с насыщенной программой и, попадая из 3-го сразу в 5-й класс к учителям-предметникам, испытывали серьезные проблемы с учебой и часто не выдерживали нагрузок. А как же будет выглядеть шестилетняя начальная школа? По словам Л. Кезиной, основная идея «шестилетки» в том, что классный руководитель, который принял ребенка в 1-м классе, «дойдет» с ним до 6-го. Причем он будет не только классным руководителем, но и преподавателем одного из предметов. Учитель, которого дети хорошо знают, поможет адаптироваться к новым условиям учебы в 5−6 классах, когда добавляется множество предметов и новых педагогов. Военруки возвращаютсяНачальная военная подготовка... Некоторые дети даже не знают, что это такое. Но с 1 сентября 2006 года НВП возвращается в школы в качестве обязательного предмета (пока как часть ОБЖ). Напомним, как это выглядело 15−20 лет назад: предмет преподавали отставные военные, как правило, пенсионного возраста. Помимо теории, рассказывающей о том, как спастись во время ядерного взрыва или кавалерийской атаки, хватало на уроках НВП и практики: метание гранаты, надевание противогаза, сборка-разборка автомата Калашникова Как НВП будет выглядеть сегодня, пока никто себе особенно не представляет. Как сказала Л. Кезина, «я с полным основанием говорю, что в Москве преподавателей начальной военной подготовки нет». Действительно, ветераны войны уже не в том возрасте, а в педвузах подготовка таких кадров не ведется. А ведь помимо кадров, нужно и специальное оборудование, площадки, наглядные пособия, учебники, наконец. В общем, по поводу НВП вопросов пока больше чем ответов. «Школу поставили в очень сложное положение», — так оценила Л. Кезина нововведение. Физики налево, лирики — направоС 2007/08 учебного года российские школы переходят на профильное обучение. С этого момента старшеклассники получат возможность выбирать учебные предметы и придумывать свое собственное расписание уроков. В чем смысл подобной «вольности»? Дело в том, что нагрузка учеников старших классов сегодня чрезвычайно высока. И нередко им приходится тратить время на изучение предметов, которые им совершенно не пригодятся в будущей жизни. Базисные предметы — русский язык, математика, литература, история — останутся обязательными для всех. А вот насчет остальных наук ученик будет решать сам — углубленно их изучать или вообще отказаться от них... На сегодняшний день уже действуют два варианта профильного обучения — профильные классы в школах или школы с определенным уклоном. С этого учебного года также станут отрабатываться и другие модели: на выбор старшеклассникам будут предлагаться на выбор углубленные курсы тех или иных предметов, или же ученики смогут выбирать школы, где тот или иной предмет преподается лучше. Некоторые профильные курсы станут платными. Образованных москвичей станет больше?Комиссия по образованию Мосгордумы проголосовала за переход к обязательному полному среднему образованию. Напомним, что на территории России обязательным является лишь 9-летнее образование. Новшество не означает, что учеников станут насильно тащить в старшие классы. Основная задача нового законопроекта — дать возможность продолжить учебу всем закончившим 9-е классы. Ведь сегодня зачастую дети уходят после 9-го класса, т.к. «не тянут» нагрузки. Новый закон обяжет чиновников от образования подыскать таким ребятам школу по силам. Или другая проблема — профиль школы. Если такой ребенок хочет углубленно изучать другие предметы, ему также должна быть предоставлена возможность спокойно перевестись в другую школу. В связи со всем этим, по мнению аналитиков, у общеобразовательных школ могут возникнуть проблемы в связи с наплывом троечников из более сильных школ. А вот специализированным школам это, скорее всего, не грозит. Рядовой с дипломом вузаМинистр обороны России С. Иванов дал слово, что российских студентов никогда не будут призывать на срочную службу. Звучит довольно успокоительно, но не все так просто. Как известно, к 2010 году количество военных кафедр в вузах будет сокращено аж в 8 раз. Те кафедры, которые останутся, претерпят серьезные видоизменения. Всем окончившим их студентам придется заключить контракт с Минобороной — и отслужить офицером-контрактником 3 или 5 лет... Студентам вузов, где военных кафедр не будет, дадут спокойно доучиться. Но... все не прошедшие обучение на военных кафедрах будут обязаны после окончания вуза пойти в армию на год — рядовыми с высшим образованием. Новый порядок прохождения воинской службы, по словам минобороны, вступит в силу с 2008 года. И неизвестно, какие еще сюрпризы ждут наших студентов до наступления этого срока. |
Материал подготовлен образовательным порталом «Всевед» www.ed.vseved.ru/index.html