Анастасия Екушевская: «Школа не меняется так быстро, как нужно нам. Наше образование – в наших руках»
Это лучше зайдет!
Анастасия, во время конференции, вы говорили о том, что вопрос об альтернативном образовании исчерпан, его просто нужно принять как данность и двигаться в этом направлении.
Да, это действительно так. Мы живем в удивительное время и можем наблюдать явные изменения ценностей и подходов. Опыт Skyeng позволяет оценить масштаб происходящего. Если раньше ученику давали параграф текста, и он его зубрил, то сейчас, уверена почти на 100%, он прочитает первый абзац и уйдет, а тема останется неизученной. И под такие изменения восприятия нужно подстраиваться. Поэтому мы предлагаем, например, применять так называемый твиттер-эффект и пойти навстречу реальным интересам подростка.
Видя опыт десятков тысяч наших учеников, мы понимаем, что можем сколько угодно им что-то рассказывать, но, если мы даем одну блок-схему и короткое описание темы – это «зайдет» гораздо лучше!
Как вы понимаете, что именно такой формат может быть интересен?
На самом деле, речь не о конкретно таком формате, здесь мы больше говорим про индивидуальный подход к каждому и о доступных новых формах общения. Задача Skyeng – подобрать индивидуальный подход под каждого ученика в зависимости от привычных ему форм общения, которые диктует время.
Кому-то удобно обсудить что-то с преподавателем во время урока, кому-то – в другой форме, но, как показывает практика, одна из самых популярных форм сейчас – это чат с преподавателем, когда ребенок в личке пишет о том, что было бы ему интересно и каких целей он может достигнуть. Именно через эту форму коммуникации и находится индивидуальный подход. И когда ученики не могут сформулировать свой запрос грамотно, когда их напрямую спрашивают на уроке, то чат — это самый привычный способ общения с миром, там учащийся уже может давать реальную обратную связь. Этот подход является качественным форматом для того, чтобы сформулировать образовательную траекторию индивидуально для каждого. Поэтому альтернативное образование, которое учитывает изменения – это не вопрос, это данность, с которой нужно работать.
Насколько стремительны и заметны эти изменения?
В ходе дискуссии на форуме мы говорили о том, что образование поменяется через 10-20 лет. Я не верю в это: я вижу, как оно колоссально меняется за гораздо меньший отрезок времени. И невозможно требовать от самой школы меняться с такой же скоростью и постоянно давать то, что нам нужно. Наше образование – в наших руках. Мы сами должны научиться менять подходы с той же скоростью, с которой меняется мир. Дети уже живут в новом мире: они будут иметь профессию, которой сейчас не учат, использовать те знания, которых сейчас нет, и работать с теми гаджетами и приспособлениями, которые пока не придуманы.
Как же научиться успевать и жить в ритме меняющегося мира? Как заинтересовать детей?
Можно выделить три тренда современного образования, которые ярко выражены сейчас:
1. Тезис о том, что образование должно быть непрерывным в течение всей жизни, давно витает в воздухе, и люди уже постоянно учатся, повышают квалификацию
Сейчас тренд переходит в новую форму микроподхода, микрообразования через микрообучение. То есть, если ты запланировал стать, к примеру, экономистом, то для получения диплома нужно учиться 5 лет. Но скорее всего, после этого отрезка времени может появится абсолютно другая цель. И здесь на помощь приходит новый тренд, когда непрерывное образование делится на очень короткие отрезки. То есть постоянное дозированное обучение и повышение квалификации. Изучил что-то одно, попробовал это на практике, получил что-то другое.
Лучше придумать курс, который будет разделен на 20, но полугодовалых и люди постоянно будут их набирать. С детьми то же самое. Это проектное обучение, которое за последнее время в школах становится все более востребованным и популярным, это постоянная смена деятельности, смена изучения разных областей короткими отрезками.
2. Адаптивное обучение
Что это значит? Это система, которая задействует новые технологии с целью адаптации для нужд учащихся. Одна из них – «emotion data», которую мы хотим запустить в ближайшее время на платформе Skyeng. Она способна определить, что вызывает наибольший интерес у ученика в течение урока. Она позволяет отследить изменения настроения, видит, в какой момент у ребенка появляются эмоциональные переживания, на что он реагирует, и за счет этого мы можем давать ему индивидуальные формы контента, которые будут подходить только ему, и уже в будущем определять его индивидуально-образовательный путь, исходя из всех его интересов.
3. Изменение качества восприятия
Когда поток информации размещен на разных носителях в непривычной форме (объемное изображение на телефоне, активация дополнительных ресурсов через приложения) и тд и тп. То есть теперь мы не только смотрим на контент, который даем, но и оцениваем форму его подачи, а также через какой ресурс мы даем знания. Вот, например, сейчас лучше всего дети пользуются смартфонами. Им проще выучить таблицу умножения в телефоне в какой-то игре, нежели если им дадут книгу. Или даже если им дадут ноутбук, они не будут знать, что с ним делать. При этом, мы понимаем, что эти дети уже рождены с кнопкой в руке и весь объем информации им будет лучше получать через тот канал, который считается для них наиболее привлекательным. И здесь как раз подключается дополнительная реальность, когда предметы вокруг начинают приобретать новые коннотации, когда обычный куб может стать Вселенной. А можно пойти еще дальше, надеть очки виртуальной реальности и оказаться где-то в Испании 18го века, чтобы наглядно изучить тот период в истории.
Куда бы мы не пришли, кругом игра: мы собираем баллы за покупки в магазинах, бонусы по кредитным картам в приложении и т.д. Для того, чтобы проводить ученика по этому игровому миру, подготовить его, необходимо вовремя поймать эту волну и давать информацию в зависимости от хода изменений во времени и собственных запросов аудитории.
Как быть со школой?
Однозначно, мы не призываем всех бросать школу и переходить в онлайн. Мы предлагаем смешивать, когда есть точки соприкосновения. При дистанционном образовании и онлайн можно создать альтернативный вариант обучения самостоятельно. Вот, например, вам хочется, чтобы вашему ребенку нравилось учить математику, и вы не можете изменить это в школе. Через онлайн-обучение вы можете сделать это самостоятельно, заинтересовать его. И если ваш ребенок не хочет учить таблицу умножения, вы ему дадите игру, в которой он таблицу умножения просто выучит за 5 минут.
А как же зависимость и, в некоторой степени, даже дикий интерес детей к самим гаджетам?
Здесь вопрос не в том, чтобы разрешать или запрещать им жить с гаджетами. Они уже с ними родились. Наша задача научить потреблению, культуре пользования. Чтобы это была не просто игра типа «лопать шарики». А чтобы это была образовательная игра, и она максимально помогала вашему ребенку что-то изучить. Важно задать верное направление ребенку, что гораздо круче будет зайти не в соцсеть, а, к примеру, на платформу Skyeng и потратить там гораздо больше времени с явной пользой для собственного развития.
Как изменения влияют на вашу платформу?
Ученики диктуют то, как нужно менять платформу и какие технологии нужно дополнительно использовать. Мы активно общаемся и получаем обратную связь с нашими клиентами. И приблизительно раз в полтора-два года контент для детей практически полностью переписывается, потому что механики, которые заходили на детей 12 лет 2 года назад, маловероятно, что зайдет на 12-летних сейчас.
Все это благодаря альтернативным технологиям. И задача родителя точно такая же — создать тот контент, те условия для образования ребенка, чтобы ему было интересно. К сожалению, в школе на это попросту нет времени, потому что там очень большие объемы информации. Давайте найдем выход и ответим на эмоциональные вздохи родителей: «Мы не хотим делать домашку с ребенком!» Давайте не будем давить на школу, а найдем альтернативное решение. Например, у нас в Skyeng ребенок будет в игровой форме выполнять домашку. Вам от этого классно, ребенок счастлив и преподаватель счастлив. Школе нужно помогать! Просто, мешая традиционное образование с альтернативным, можно достичь необходимого результата, что немаловажно, разжигая интерес ребенка.
То есть все-таки бороться с гаджетами не нужно?
Бороться можно бесконечно, но, к сожалению, борьба не рождает понимания. Лучше совместно находить выход. Хотела еще добавить, что большинство воспринимают в первую очередь онлайн-образование как удобную форму обучения «Никому никуда не надо ехать, все дома», но на самом деле это лишь вершина айсберга. Это не только удобно и быстро, на самом деле внутри есть методология, которая цепляет и проводит ребенка по всей образовательной цепи, повышая при этом его интерес. Более 70% учащихся в Skyeng успешно самостоятельно выполняют домашнее задание. А почему дети делают домашку? Потому что им интересно это делать, мы даем им тот контент, такую форму коммуникации и через те инструменты, которые наши ученики хотят получить.