Отменяют газон, запрещают скамейки: самые влиятельные ландшафтные дизайнеры и их идеи
Пит Удольф, Нидерланды. Создаёт небрежные «воздушные» формы
Пит – самый популярный и авторитетный дизайнер нашего века. Он придумал Сад Новой Волны, новаторский настолько, что за «развитие радикальных идей в садовом дизайне» его назначили почетным членом Королевского института британских архитекторов. Даже в самых больших городах мира сады Пита кажутся случайно сохранившимися участками дикой природы, где недопустима ухоженность, газоны, розы и аккуратные дорожки. Пит никогда не обрезает отцветшие многолетники, потому что форма и силуэт в его работах главнее цвета. Он работает, как как архитектурные дизайнеры и создает устойчивые объекты, декоративные круглый год.
70% – основа сада, многолетники и травы, причем местные, неприхотливые, чтобы посадить и забыть. Они будут красивыми круглый год, потому что сухие листья, соцветия и семенные коробочки красивы тоже. Остальные 30% растений в саду — красивоцветущие, треть из которых цветет летом, треть — весной и треть — осенью.
Это его почерк: массив из 1-3 видов растений, который повторяется много раз. Для крутин он часто выбирает дуэты шалфея и астры, или трио сальвии розовой, хосты халцион и астры продолговатолистной. Это как главная тема в музыке, которая создает общую композицию. Возникает эффект цветовых волн, мозаики, лоскутного одеяла.
Пит Удольф делает многоуровневые сады: внизу многолетники, выше кустарники, верхний уровень – кроны деревьев. Для нижнего уровня он подбирает растения так, чтобы среди них были «скелет», «рядовые» и «воздух».
«Скелет» — это фон для «рядовых» и «воздуха». Если есть какой-то суперживописный забор или живая изгородь, «скелет» не нужен, если премиального забора нет, высаживаем высокие злаки и злакоподобные, девясилы, астры, лабазники.
В «рядовые» цветника новой волны мобилизуют растения с соцветиями-метелками (астильба, таволга, волжанка) и свечками (шалфей, бузульник, лобелия, полынь) зонтиками (флоксы, фенхель, очитки, пижма, тысячелетники), или с шариками (луки, кровохлебка и т.п.). Любимые «рядовые» Пита – тысячелистники и шалфеи, очитки и декоративные луки.
«Воздух» – главный элемент, по которому всегда можно безошибочно узнать сад Пита. Эту гениальную размытость рисунка, небрежность, дымку легко создать прозрачными злаками и декоративными травами. Пит обожает кровохлебку, фенхель и синеголовник.
В последние годы Пит сосредоточен на оформлении городских пространств. Его известные проекты – сад Lurie в Милениум-парке Чикаго, Хай-Лайн, городской парк на месте заброшенной надземной дороги в Манхэттене. Но какими волшебными получаются его сады вокруг загородных домов! К сожалению, на крошечном участке такую красоту не создашь.
Арабелла Леннокс-Бойд, Великобритания. Оформляет королевские сады и любит розы
Арабелла – во многих смыслах анти-Пит. Удольф окончил ландшафтную школу, сделал личный сад из небольшой фермы и построил всю карьеру на одной гениальности. Титул Арабеллы «достопочтимая леди», она училась ландшафтной архитектуре в университете Гринвича, ее личный сад – райское поместье на нескольких гектарах, а ее клиенты: герцоги Вестминстерские, Ротшильды, Стинг и королевская семья Бельгии.
Сейчас Арабелле 86 лет, и всю свою долгую карьеру она строит проекты на строгой симметрии, четких формах и классических сочетаниях. Террасы, садовые комнаты, водоемы, обсаженные высокими травами, бордюры из трав, окантованные розами и хостами, живые изгороди из тиса и строгие клумбы – это есть в каждой ее работе.
- Общую структуру дизайна создают хвойные;
- Серые растения с серебристым отливом облегчают любую композицию;
- «Естественный сад» подходит не для каждого участка и не надо считать его «малоуходным», выращивание многолетников – трудная работа;
- Если есть возможность, надо использовать террасирование;
- Новые и редкие растения – интересная возможность сделать что-то выдающееся.
Джеми Дьюри, Австралия. Переносит дом в сад
Джереми Дьюри широко известен, как создатель и ведущий садовых реалити-шоу на австралийском, а потом американском телевидении. В самом интересном сезоне он делал из унылых и откровенно страшных двориков красивые и функциональные садики – правда, дело было в Калифорнии, в наших условиях такой фокус не покажешь. Но он, правда, отличный дизайнер, создал сотни частных ландшафтов по всему миру, у него десятки наград с международных выставок, и он автор девяти садоводческих бестселлеров. Еще он проектирует мебель, террасы и беседки.
Все творчество Дьюри служит одной идее: сейчас дизайнеры должны повторять на открытом воздухе все, над чем столетиями работали в интерьере, но с инновациями и современными переработанными материалами. Сад для него образ жизни, главная часть дома: живешь за городом – проводи больше время на участке, а не в четырех стенах. Поэтому его сады – это бесконечные патио, места для завтраков, гостиные (и даже ванные) на открытом воздухе, удобные кушетки у бассейнов, чаши для костров. Это место не для любования, а для жизни.
Джереми любит маленькие пространства, он одним из первых стал делать вертикальные сады. Он может повесить на высокий забор сто мешочков из шерсти и в каждый посадить по суккуленту. Чтобы земля в мешочках не пересыхала, активно использует капельный полив. Дьюри предпочитает пышные тропические растения, ступени уличных лестниц засаживает почвопрокровниками, и везде, где только можно, старается поставить контейнер с папоротником или орхидеей. Свои дизайны с многочисленными «комнатами в ландшафте» он называет «люкс-шафтами», потому что они, правда, роскошны. Дьюри говорит: «Если мой клиент не хочет уходить из сада – работа сделана».
Луи Бенеш, Франция. Ненавидит скамейки, беседки и другие МАФы
Луи Бенеш создал более 300 парков и частных ландшафтов по всему миру, в основном выполняет «элитные заказы для элитных клиентов»; работал над садом Тюильри, Елисейским садом, Павловским павильоном и современным садом Версальского дворца. Луи пришел в ландшафтный дизайн по большой любви – получил диплом юриста, но не стал тратить жизнь на нелюбимое дело, и устроился сначала сельскохозяйственным рабочим в питомник, потом частным садовником, а потом пошло-поехало.
Луи – посол мягкого, неконтрастного садового дизайна в этом мире. Каждая его работа преследует одну цель – гармонию. Архитектура не должна противоречить природной среде, а новый сад не должен противоречить архитектуре. Чтобы добиться этой гармонии, он отказался от малых архитектурных форм (МАФ), включая скамейки и фонтаны, и всегда старается добиваться долговечного результата – сад должен как можно дольше оставаться в первозданном виде. Он скептически относится к любой ландшафтной моде, считает, что комфорт важнее. Комфорт и удовольствие – садовник должен с одинаковым наслаждением создавать сад и любоваться им.
Крис Бердшоу, Великобритания. Хранит традиции английского сада
Кристофер Бердшоу – ландшафтный дизайнер, писатель, телеведущий и многократный победитель Chelsea Flower Show, «олимпиады по садоводству», самой крупной и престижной профильной выставки. Про таких дизайнеров говорят «входит в элиту Челси». Первое растение он посадил в четыре года, в 11 лет уже работал в питомнике. Вел на BBC Radio 4 яркие и острые дискуссии на цветочные темы. Сейчас он главный консультант Королевского садоводческого общества. Это под руководством Криса студенты провели тот известный эксперимент над перуанскими лилиями, доказавший, что растения сложнее, чем нам кажется. В теплице, где было тихо или звучала классическая музыка, лилии росли здоровыми, в теплице с поп-музыкой – слабенькими.
Крис – приверженец традиционного английского сада. Его проекты – смесь искусства и науки, он понимает все растения и умеет гениально их сочетать. Он считает, что все линии в саду должны быть четкими, но смягченными мягкостью растений. Умеет деликатно вписывать в сад любые постройки, уважает плотные живые изгороди, красивоцветущие растения и МАФы, и стремится не к концептуальности, а красоте: хорошо спроектированный сад всегда делает его хозяина счастливым.
Летом – цветами, запахами и пышной листвой, зимой – силуэтами, формами. Для этого он часто выращивает липы и годами формирует их кроны – уходят годы, но дело того стоит.